
«Как ниточка с иголочкой» — говорили друзья и знакомые про Валентина и Софью Муратовых, знаменитых советских гимнастов, многократных чемпионов мира и Олимпийских игр. За свою карьеру супруги завоевали на двоих 14 золотых медалей. Но главным своим достижением они считали семью. Валентин Иванович и Софья Ивановна Муратовы прожили в счастливом браке 55 лет. Всегда были вместе и в вечную жизнь тоже пошли друг за другом — с разницей в 9 дней.
Будущие супруги впервые встретились в 1946 году, когда оба приехали на соревнования в Ленинград. 17-летняя Соня Подуздова и 18-летний Валя Муратов тогда познакомились лишь мельком, но парень часто вспоминал стройную черноглазую девушку с грацией лебедя. Через некоторое время в спортивном зале московского стадиона «Динамо» они увиделись вновь. Валентин решил не упускать шанс и поближе познакомиться с симпатичной спортсменкой. После тренировки молодой человек вызвался проводить Соню до общежития. И уже возле подъезда совершенно неожиданно для девушки, да и для самого себя, признался ей в любви! А Соня... убежала.
Спустя годы Софья Ивановна рассказывала, что, услышав признание Валентина, просто-напросто испугалась. «Такими уж мы, послевоенное поколение, были — скромными, стеснительными», — рассказывала гимнастка. Валентин тогда и сам опешил от своего же собственного напора. Но точно знал, что в тот вечер сказал Соне чистую правду — он действительно её полюбил. Соня тоже часто думала о Валентине. Сталкиваясь с ним на сборах и соревнованиях, она украдкой смотрела на парня. А когда он ловил её взгляд — краснела и стыдливо отворачивалась. Парень это заметил. И понял, что его избранница тоже к нему неравнодушна. Постепенно молодые люди привыкли друг к другу и стали часто проводить время вместе. В 1951-м году Соня и Валентин поженились.
И сразу после свадьбы уехали в Германию на показательные выступления. Домой Соня вернулась с победой и... серьёзным вывихом ноги. Врачи вынесли вердикт: как минимум на год забыть о гимнастике. Соня плакала: ведь ей придётся пропустить Олимпиаду в Хельсинки! А вскоре супруги узнали о том, что у них будет ребёнок. И Соня плакала уже от радости. «Что Бог ни делает, всё к лучшему», — ликовал Валентин. В 1952 году у Муратовых родился их первенец — сын Сергей. Второй сын, Андрей, родится у них спустя девять лет, в 1961-м. Софья Ивановна вспоминала, что материнство вдохновляло её. Кстати, именно после рождения детей она одерживала и свои главные спортивные победы.
В 1954-м, супруги отправились на Чемпионат мира в Италию. Софья уверенно лидировала. И когда до победы оставался всего один шаг — выступление в опорном прыжке — во время разминки повредила сустав руки. Валентин как мог успокаивал расстроенную жену. «Я буду выступать за двоих!» — сказал он ей. И пообещал непременно выиграть золото. Слово Валентин сдержал и поднялся на первую ступень пьедестала. Золотую медаль этих соревнований он посвятил любимой жене.
Муратовы практически никогда не расставались. Их сын Андрей вспоминал, что Валентин Иванович и Софья Ивановна везде были вместе. И на соревнованиях, и в отпуске, и дома они подпитывали друг друга энергией своей огромной любви.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!