Это стихотворение четырнадцать лет назад написал русский поэт Денис Новиков, поэт трагической судьбы, ушедший из жизни молодым…
Когда кричит ночная электричка,
я не могу волнения сдержать
и я кричу: умолкни, истеричка,
и умоляю дальше продолжать.
Никто из наших, русских и почти что,
не может не почувствовать укол,
когда кричит ночная электричка,
быть мужиком, не спрашивать, по ком.
Чувство дороги, странничества, безбытности под небом – так знакомо нам на Руси….
Вам случалось опаздывать на последнюю электричку, затеряться в бесконечной российской ночи, чувствовать остроту одиночества в ней? Мне – случалось.
Помню, я выскочил на подмосковный перрон – и увидел, как последняя электричка, с прощальным шумом и шипением затворив двери, уносится в ночь. Освещенные окна уносили последнюю надежду, последнюю веру - веру в тепло, в защищенность, в то, что жизнь имеет ничем не нарушаемый смысл и порядок, и достаточно просто отдаться этому порядку, этому ритму, чтоб быть навсегда спасенным от холода осенней ночи, от одиночества и заброшенности…
И только оставшись один и без всякой человеческой надежды (электричка, судя по расписанию, была действительно последней), оставшись вне суеты, я
смог вглядеться в то, что вокруг. Зубчатый темный силуэт леса. Тишина. Вверху - звездное, от края и до края, небо…. Возле маленького здания станции, под неверным фонарем, я был совершенно один. Надеяться не на что. И вот тогда я почувствовал теплое прикосновение незримой руки и услышал голос: «Я с тобой» - даже не голос, а вековечное терпеливое присутствие Бога… И почему-то моментально успокоился. Ночь была не пуста – она была полна присутствием Божьим.
Так уж получается, что помощь Божью, Его живое присутствие, мы – неважно, воцерковленные или нет – яснее всего чувствуем именно в такие кризисные минуты одиночества и заброшенности. Видимо, тогда, когда у нас всё хорошо, когда мы радостно и восторженно переживаем минуты счастья, удачи, вдохновения – именно эта радость, переживаемая нами так эгоистически, мешает нам видеть что-то, кроме самих себя. Чтобы услышать нашего небесного Отца, почувствовать, что Он всегда рядом, нам надо остаться хоть немного, но одинокими, нагими, претерпеть миг неудачи, крушения, катастрофы. Вот такой миг я и испытал на ночной маленькой станции, когда опоздал на последнюю электричку.
Но ощущение заботливого Присутствия не оставило меня. И я нисколько не удивился, когда неверный свет фар заскакал по стволам деревьев и дороге, и рядом со мной вдруг затормозила машина. И водитель спросил: «Эй, браток, что, опоздал на электричку?» – «Ну да…» - «А куда тебе? Садись, подвезу…» - «Да у меня, видите ли, с деньгами того…» - «Да ладно, какие деньги… Садись, нам по пути». Я не был удивлен обыденным, но чудесным явлением: в рядовых случаях для нашего спасения Бог посылает нам ангелов, но в случаях экстраординарных – человека, собрата нашего.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема












