Корсунь — так в древнерусских летописях называли византийский город Херсонес Таврический, в котором киевский князь Владимир принял святое Крещение. Став христианином, русский правитель привёз на родину немало святынь. Одной из этих реликвий была икона Божией Матери, написанная по типу Одигитрия, что значит Путеводительница. На изображении Пресвятая Богородица держит Младенца Христа и указывает на Него рукой как на истинный путь спасения.
В Киеве иконе дали имя Корсунская в память о городе, через который на Русь пришла христианская вера. Корсунь называли крещальной купелью Руси, и реликвии, привезённые оттуда, имели особую ценность.
Вслед за Киевом веру во Христа восприняли и прочие русские земли, в том числе и Великий Новгород. Именно туда перенесли в одиннадцатом веке Корсунский образ Богородицы. В Новгородских летописях сохранились сведения о чудесах, совершаемых по молитвам перед этой иконой. Реликвия получила особое почитание в древнем городе.
В середине пятнадцатого столетия христианский мир постигло испытание. Византию захватили турки, и она прекратила своё существование как духовный центр. Наследницей Константинополя стала православная Русь. Святыни, принесённые равноапостольным Владимиром из Херсонеса, символизировали эту преемственность. По велению Ивана Грозного в Москву доставили немало реликвий, связанных с колыбелью русского христианства.
Достоянием столицы стала и чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Образ поместили в Успенском соборе Московского Кремля. Там он пребывал несколько столетий, но во время пожара 1812 года бесследно исчез. Место древней иконы заняла её точная копия, выполненная в тринадцатом столетии. Этот список и сейчас находится в Московском Кремле, в алтаре Успенского собора.
Все выпуски программы Небесная Заступница
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











