Корсунь — так в древнерусских летописях называли византийский город Херсонес Таврический, в котором киевский князь Владимир принял святое Крещение. Став христианином, русский правитель привёз на родину немало святынь. Одной из этих реликвий была икона Божией Матери, написанная по типу Одигитрия, что значит Путеводительница. На изображении Пресвятая Богородица держит Младенца Христа и указывает на Него рукой как на истинный путь спасения.
В Киеве иконе дали имя Корсунская в память о городе, через который на Русь пришла христианская вера. Корсунь называли крещальной купелью Руси, и реликвии, привезённые оттуда, имели особую ценность.
Вслед за Киевом веру во Христа восприняли и прочие русские земли, в том числе и Великий Новгород. Именно туда перенесли в одиннадцатом веке Корсунский образ Богородицы. В Новгородских летописях сохранились сведения о чудесах, совершаемых по молитвам перед этой иконой. Реликвия получила особое почитание в древнем городе.
В середине пятнадцатого столетия христианский мир постигло испытание. Византию захватили турки, и она прекратила своё существование как духовный центр. Наследницей Константинополя стала православная Русь. Святыни, принесённые равноапостольным Владимиром из Херсонеса, символизировали эту преемственность. По велению Ивана Грозного в Москву доставили немало реликвий, связанных с колыбелью русского христианства.
Достоянием столицы стала и чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Образ поместили в Успенском соборе Московского Кремля. Там он пребывал несколько столетий, но во время пожара 1812 года бесследно исчез. Место древней иконы заняла её точная копия, выполненная в тринадцатом столетии. Этот список и сейчас находится в Московском Кремле, в алтаре Успенского собора.
Все выпуски программы Небесная Заступница
25 октября. О надежде на Бога

В 1-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Сами в себе имели приговор к смерти для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».
О надежде на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Есть несколько видов надежды. Так, мы можем надеяться на себя, это называется самонадеянностью. Неустойчивость такой надежды состоит в том, что человек может недооценить или переоценить свои силы. И в том и в другом случае он не добьётся нужного результата.
Можно возлагать надежду на окружающих, но, как показывает опыт, такая надежда тоже бывает призрачной. Окружающие, сердца и намерения которых мы не очень хорошо знаем, могут подвести, а иногда и предать. Поэтому Священное Писание доносит до нас истину: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения».
В противоположность этому Библия призывает в Боге спасения: «Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше». И в других местах: «На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. Господи сил, блажен человек, уповающий на Тебя».
Об этом, собственно, и говорит апостол Павел, что, надеясь на Бога, воскрешающего мёртвых, мы избираем правильный путь своего поведения и обязательно получим положительный результат.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О трудах преподобного Симеона Нового Богослова

Сегодня 25 октября. Церковь чтит память преподобного Симеона Нового Богослова, отошедшего ко Господу в 1021 году на берегу Босфора.
О его трудах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы вспоминаем о преподобном Симеоне Новом Богослове, сразу на ум приходит сборник его творений — это слова и божественные гимны. Преподобный Симеон открывает для нас важную страницу православного богословия, богословия мистического, мистического познания Бога, таинственного постижения невидимого и непостижимого.
Огромную работу по переводу творений преподобного Симеона на русский язык провёл святитель Феофан Затворник и его ученик, иеромонах Пантелеимон. И когда мы берем в руки трёхтомник творений преподобного Симеона, мы можем благодарно вспомнить и святителя Феофана, и иеромонаха Пантелеимона, и, не боясь, будем прикасаться к письменному наследию преподобного Симеона, которое лишь на первый взгляд может показаться сложным и непонятным. Но если мы вникнем в него, то перед нами откроются необозримые горизонты сокровища святоотеческой письменности.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 октября. О почитании Иконы Божией Матери «Иерусалимская»
Сегодня 25 октября. Иконы Божией Матери «Иерусалимская».
О её почитании — священник Вадим Бондаренко.
Иерусалимский образ Богородицы тесно связан с историей нашей страны и прошёл вместе с ней самые знаковые этапы: крещение Руси, просвещение светом Христианства северных областей, централизацию российской государственности вокруг единого центра в Москве.
К сожалению, в один из важнейших моментов нашей истории, во время Первой Отечественной войны, когда французская армия ненадолго вошла в покинутую Москву, образ был бесследно утрачен. Сейчас на территории России известны списки с Иерусалимского образа Богородицы. Один из них находится и в нашем храме Иерусалимской иконы Божией Матери в Москве на улице Талалихина.
Каждую среду мы совершаем перед образом молебен с акафистом о всех нуждах и печалях, с которыми люди обращаются к нашей общей Утешительнице.
Все выпуски программы Актуальная тема







