
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Флп., 237 зач., I, 12-20.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Несколько лет назад я услышал одну неприятно поразившую меня историю: мне рассказали про реакцию одной женщины на подаренную ей книгу, автором которой был кто-то из современных священнослужителей, и в книге была фотография этого человека. Женщина взяла книгу, увидела фотографию, оценила прическу автора и вернула книгу дарителю со словами: «Я не буду читать то, что написал стриженный поп!» История эта довольно показательна, а показывает она то, что многие христиане склонны делать вывод о том или ином священнослужителе, ориентируясь лишь на его внешний вид, и по внешнему же виду они определяют своих, тех, кому можно доверять. Впрочем, определять своих можно не только по внешнему виду, можно, к примеру, их определять по отношению к использованию русского языка за богослужением. Или же по отношению к западным христианам. Способов отнесения того или иного христианина к своим или же к чужим — множество, и мы ими активно пользуемся. Однако, апостол Павел был не согласен с таким подходом. Давайте послушаем отрывок из 1-й главы Послания к Филиппийцам и попытаемся понять, какое же отношение к отличающимся от нас христианам исповедовал апостол Павел. Этот отрывок его послания сегодня звучит за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
В Риме апостола Павла заключили под стражу. Это не была тюрьма в известном нам смысле, это был, скорее, домашний арест с возможностью перемещаться по городу, правда, вместо современного спутникового маячка к апостолу Павлу был прикован стражник, всюду его сопровождавший. Стражники эти менялись, что было очень кстати: апостол мог проповедовать Христа постоянно сменяющимся людям. Конечно, мы не можем знать во всей полноте происходившего в то время в христианской среде Рима и всей империи, но из апостольского послания мы знаем, что пребывание Павла под арестом послужило усилению евангельской проповеди. Правда, упоминая об этом, апостол делает довольно любопытную оговорку: «Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа» (Флп. 1:15). Павел не раскрывает свою мысль, и что именно означает в данном контексте выражение «по зависти и любопрению», — можно лишь предполагать. Чаще же всего такие предположения сводится к мысли о том, что после ареста Павла многие его враги активизировались в своей проповеди Христа, а сделали они это исключительно по причине открывшейся возможности пошатнуть авторитет апостола своими миссионерскими успехами.
Сам же апостол ничуть не смущён, напротив, он радуется и такой проповеди: «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп. 1:18). Из этих слов апостола ясно, что для него самое важное — это не отношение к нему лично, и не побудительные причины проповеди Христа, для него имеет значение лишь сама проповедь. При этом для Павла не имеет значение и тот факт, что Христа проповедует те люди, которых можно назвать врагами апостола. Если его враги говорят о Христе, то Павла это совершенно устраивает, и он не собирается им мешать.
Такое же отношение хорошо бы распространить и на наших современников, и помнить, что ценна сама евангельская проповедь, а не личность проповедника, который кому-то может категорически не нравиться в силу ряда второстепенных причин. Апостол Павел своим примером учит нас не взирать на лица проповедующих Христа, а внимать лишь их проповеди в том случае, если она действительно евангельская. При таком подходе любой человек может открыть для себя невероятно много доброго и полезного, и вместе с этим станет подражателем святого апостола Павла.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
9 июня. О духовном смысле праздника Дня Святого Духа

Сегодня 9 июня. День Святого Духа.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Если мы посмотрим на церковный календарь, то в течение года всегда после Великого Двунадесятого праздника будет малый, связанный с ним праздник, прямо на следующий день. После Рождества Христова мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, после Крещения Господня мы вспоминаем Собор Иоанна Предтечи, вспоминаем Иоакима и Анну после Рождества, вспоминаем Старца Симеона и Анну Пророчицу после праздника Сретения Господня.
Когда мы оглянемся на День Живоначальной Троицы, который правильно называется полностью Днём Сошествия Святого Духа на апостолов, то мы увидим, что есть отдельный праздник Святому Духу. По идее, Святой Дух прославляется и на богослужении самого Двунадесятого праздника, но всё-таки, поскольку мы в этот день отмечаем полноту общения человеческого рода со всей Живоначальной Троицей — и с Богом Отцом, и с Богом Сыном, и с Богом Духом Святым, — то нам нужен отдельный день, чтобы отдельно прославить Бога Духа Святого.
Ведь Он — участник творения нашего, ведь Он — участник творения всего мира, ведь Он — тот, кто действует во всех таинствах Церкви. И хотя нам легче представить Бога Сына, потому что Он воплотился и Сам явился к нам, хотя нам легче обратиться к Богу Отцу, воспринимая Его как заботливого Небесного Отца, тем не менее, с Духом Святым мы непосредственно взаимодействуем каждый момент своей христианской жизни, и этот день нужно обязательно прославить.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. Об угождении Богу

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Испытывайте, что благоугодно Богу».
Об угождении Богу — протоиерей Максим Горожанкин.
Что благоугодно Богу? Это самый важный вопрос, который мы можем услышать из глубины своего сердца. Наша совесть — это тот орган, который может нам ответить на этот вопрос. Каждый день нашей жизни может и должен быть сопряжён с вопросом и ответом на этот вопрос. Что благоугодно Богу? Что благоугодно? Как мне жить, чтобы быть угодным Господу?
И здесь самое главное, что мы можем Богу принести, — это чистое, искреннее исповедание нашей веры и добрые дела. Мы веруем в Господа, мы делаем добро нашим ближним.
Верующим в душе можно быть очень долго, но бесплодно. А верующим на деле быть сложнее. И вот наша задача, как христиан, быть верующими на деле. В чём да поможет нам Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. О дружбе во Христе

Сегодня 9 июня. Международный день друзей.
О дружбе во Христе — игумен Назарий Рыпин.
Христос сказал апостолам: «Вы друзи есте», то есть Он сказал, что они Его друзья. И, безусловно, человек, как существо социальное, имеет потребность в общении. Такими сотворил нас Господь. Это базовая потребность человеческого естества, человеческой души, возможность общаться.
Ну и, конечно же, во Христе нам открывается иное измерение этой потребности — это духовная дружба. Хотя святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что встретить настоящего духовного друга — это великий дар Божий и очень большая редкость.
Но тем не менее, прежде всего, мы должны стремиться стать, действительно, как апостолы, друзьями Божьими своей жизнью. И через верность Ему, через исполнение Его святых заповедей. И тогда в Боге для нас откроется очень много людей, которых мы по-настоящему сможем назвать своими друзьями.
Но тайна ещё в том открывается, что чтобы иметь много друзей, надо быть другом для многих. Когда мы учимся дружить со многими и приходить на помощь многим, и многие в ответ помогают нам и стремятся быть нашими друзьями. Об этом нельзя забывать, что это прежде всего обращено к нам. Не мы должны искать друзей, а нам нужно стараться быть другом для многих.
Все выпуски программы Актуальная тема