
Матушка Евфимия (Пащенко) — человек сразу нескольких призваний. Прежде всего — она монахиня. А ещё — известный практикующий врач-невролог. Читатели же знают её как талантливую писательницу, чья известность вышла далеко за пределы церковной аудитории. На счету монахини Евфимии — десяток изданных книг и номинация на Патриаршую литературную премию. Матушка пишет увлекательные, остросюжетные рассказы, повести и сказки. По её собственным словам, идеи для творчества чаще всего подсказывает жизнь. А ещё монахиня увлекается историей и краеведением и нередко черпает фактуру и сюжеты для своих произведений в делах давно минувших дней. Но, пожалуй, самым мощным источником вдохновения для писательницы являются жития святых. Так героиней одного из её произведений стала блаженная Ксения Петербургская. На основе жития святой, монахиня Евфимия (Пащенко) написала повесть, которая называется «Прости меня, Ксения!»
По признанию автора, идея этого художественного произведения возникла неожиданно. Перечитывая однажды житие блаженной Ксении, писательница вдруг задумалась о том, что было бы интересно узнать, как сложилась судьба тех, кто лишь эпизодически упоминается в житии святой? Например, мальчишек, дразнивших Ксению и кидавших в неё камни. Или девушки, которой блаженная велела бежать на Охтинское кладбище, таинственно указав, что там она встретит своего будущего мужа? Ведь все они, так или иначе, соприкоснулись со святостью Ксении. И это наверняка повлияло на их дальнейшую жизнь. Любопытную идею писательница решила художественно осмыслить в своей повести «Прости меня, Ксения».
Её главным героем стал вымышленный персонаж — петербургский врач Яков Немчинов. От его лица ведётся рассказ, и именно его глазами, сквозь призму его истории, мы смотрим на жизнь и чудеса блаженной Ксении. Когда-то, маленьким мальчишкой, Яков вместе с друзьями посмеялся над святой, бросив в неё булыжник с мостовой. А спустя годы с удивлением обнаружил, что своей жизнью и счастьем он обязан этой странной женщине, бродившей по Петербургу в ветхой зелёной кофте и красной юбке...
Монахине Евфимия (Пащенко) удался, пожалуй, весьма смелый эксперимент: на основе жития святой она создала захватывающее художественное произведение. При этом писательница вовсе не расценивает свою повесть «Прости меня, Ксения» как альтернативу каноническому тексту жития. Напротив, проделав тонкую литературную работу, она предлагает нам внимательнее вчитаться в житие блаженной Ксении Петербургской. И поверить в то, что самые обычные события в нашей жизни подчас могут оказаться настоящим чудом.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема