
Матушка Евфимия (Пащенко) — человек сразу нескольких призваний. Прежде всего — она монахиня. А ещё — известный практикующий врач-невролог. Читатели же знают её как талантливую писательницу, чья известность вышла далеко за пределы церковной аудитории. На счету монахини Евфимии — десяток изданных книг и номинация на Патриаршую литературную премию. Матушка пишет увлекательные, остросюжетные рассказы, повести и сказки. По её собственным словам, идеи для творчества чаще всего подсказывает жизнь. А ещё монахиня увлекается историей и краеведением и нередко черпает фактуру и сюжеты для своих произведений в делах давно минувших дней. Но, пожалуй, самым мощным источником вдохновения для писательницы являются жития святых. Так героиней одного из её произведений стала блаженная Ксения Петербургская. На основе жития святой, монахиня Евфимия (Пащенко) написала повесть, которая называется «Прости меня, Ксения!»
По признанию автора, идея этого художественного произведения возникла неожиданно. Перечитывая однажды житие блаженной Ксении, писательница вдруг задумалась о том, что было бы интересно узнать, как сложилась судьба тех, кто лишь эпизодически упоминается в житии святой? Например, мальчишек, дразнивших Ксению и кидавших в неё камни. Или девушки, которой блаженная велела бежать на Охтинское кладбище, таинственно указав, что там она встретит своего будущего мужа? Ведь все они, так или иначе, соприкоснулись со святостью Ксении. И это наверняка повлияло на их дальнейшую жизнь. Любопытную идею писательница решила художественно осмыслить в своей повести «Прости меня, Ксения».
Её главным героем стал вымышленный персонаж — петербургский врач Яков Немчинов. От его лица ведётся рассказ, и именно его глазами, сквозь призму его истории, мы смотрим на жизнь и чудеса блаженной Ксении. Когда-то, маленьким мальчишкой, Яков вместе с друзьями посмеялся над святой, бросив в неё булыжник с мостовой. А спустя годы с удивлением обнаружил, что своей жизнью и счастьем он обязан этой странной женщине, бродившей по Петербургу в ветхой зелёной кофте и красной юбке...
Монахине Евфимия (Пащенко) удался, пожалуй, весьма смелый эксперимент: на основе жития святой она создала захватывающее художественное произведение. При этом писательница вовсе не расценивает свою повесть «Прости меня, Ксения» как альтернативу каноническому тексту жития. Напротив, проделав тонкую литературную работу, она предлагает нам внимательнее вчитаться в житие блаженной Ксении Петербургской. И поверить в то, что самые обычные события в нашей жизни подчас могут оказаться настоящим чудом.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема