Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый человек уверен, что проживает свою жизнь так, как хочет и может. Да и чью же ещё жизнь можно прожить? Разобраться в этом вопросе поможет отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Жизнь растений, которые растут в поле, серьёзным образом отличается от жизни растений, которые выведены селекционерами. Конечно, они одинаково нуждаются в земле, воде и солнце, но первые предоставлены сами себе, а вторые проверяются и направляются руками специалистов, которые над ними трудятся и о них заботятся.
Основой библейского взгляда на мир оказывается вера в Бога, который Его сотворил и ведёт Его к исполнению Своего изначального замысла. Человек не самобытен и не случаен. В этом религиозный взгляд самым принципиальным образом отличается от атеистического. Если замысел обо мне есть — моя жизнь может иметь смысл, и она будет полноценной, когда я буду ему соответствовать. Если замысла обо мне нет — я могу соответствовать чему угодно, выдумывать себе любые смыслы, все они будут конечными и условными. Чем будет оправдана такая жизнь? Чего ради её надо будет прожить?
Когда-то на заре человеческой истории Бог открыл человеку путь, по которому он должен был идти. Человек был призван к богообщению и богоподобию. Это была та жизнь, ради которой он был сотворён. Однако человек повёл себя так, как будто он может существовать сам по себе. Сам может решать, в чём для него заключается добро, а в чём зло, в чём правда жизни, а в чём ложь. В этом всём есть одно ключевое словосочетание: «как будто». В реальности выбирать человек практически ничего не мог. Он то подчинялся своему телу в вопросах пищи или полового поведения, то подчинялся зависти к другим людям, то тщеславным представлениям о самом себе. Люди борются за ресурсы, за власть и авторитет и в этом соперничестве готовы пойти на самые страшные вещи. И вот чтобы хоть сколько-нибудь ограничить человека, Бог даёт ему закон, который как линейка или отвес покажет ему, в чём он способен следовать за Творцом, а в чём оказывается неправ, в чём подчинён страстным движениям самого разного рода. Но чем был закон? Он был лишь этапом на этом пути, а человек поверил в него как в спасательный круг, который поможет ему не утонуть в море житейском и вернёт его в пространство воли Божией. Однако на самом деле в это пространство человека мог вернуть только сам Бог. Не по заслугам человека, но по Своей любви и милости. И если, пытаясь исполнить закон, люди всё больше убеждались в том, что сделать этого не могли, во Христе он мог найти Того, Кто позволит им начать свою жизнь заново.
Современный человек уверен, что живёт свободно, хотя, присмотревшись, он видит, что это лишь иллюзия. Отказавшись от Бога, он только подчиняет себя тому, что ниже и примитивнее, чем он сам. Христос же явил в Себе и Своей жизни идеальный образ человека. В Своих отношениях с Отцом Он был таким, каким должен быть каждый из нас. Поэтому, только соединяя с Ним свою жизнь, мы сможем полноценно жить и быть такими, какими нас задумал Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых
«Поэт Николай Старшинов». Сергей Арутюнов
В гостях у Дмитрия Володихина был доцент Литературного института имени Горького Сергей Арутюнов.
Разговор шел о поэте-фронтовика Николае Старшинове, о его удивительной судьбе, об участии в Великой Отечественной войне и о том, как в советские годы он сохранил веру в Бога.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов