
Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолы Христовы адресовали свои послания хорошо знакомым им людям, а содержание посланий было продиктовано актуальными вызовами современности, поэтому зачастую бывает так, что нам не совсем понятно то, о чём написано в том или ином апостольском отрывке. Но есть и исключения, среди апостольских слов можно найти и такие, которые с течением времени приобретают всё большую и большую актуальность. Один из таких отрывков содержится в 4-й главе Послания апостола Павла к Ефесянам, этот отрывок звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
В этом отрывке апостол Павел упоминает различные «ветра учений», но, упоминая их, он не даёт им никакого описания. Исследователи Нового Завета полагают, что речь здесь идёт не о каких-то конкретных учениях, а о всей совокупности тех идей, которые нельзя назвать христианскими. Апостол написал, что такие учения находят себе последователей лишь по «лукавству человеков» и «по хитрому искусству обольщения», а не по причине их внутренней содержательный красоты и не по силе своего воздействия. Очевидно, что каждая эпоха рождает какие-то новые лжеучения, которые, несмотря на радикальные отличия друг от друга, схожи в главном: они не имеют никакого отношения к Христову благовестию, а иногда и прямо ему противоположны.
Из общего контекста общественной жизни первого века по Рождестве Христовом можно сделать вывод, что современные апостолу Павлу лжеучения каким-то образом касались отношений с Богом, а также личности Господа Иисуса Христа. В наши дни и первое, и второе широкой публике малоинтересно, а потому главную роль играют совсем иные учения, подменяющие собой христианство, а на первое место среди них претендует уверенность в том, что любую человеческую проблему можно решить исключительно техническими способами, то есть с применением современных технологий. А если проблема не поддаётся решению сейчас, то обязательно найдётся решение в ближайшем будущем, и вот тогда-то все станут по-настоящему счастливы и довольны. Можно, конечно, упомянуть и веру в человеческие способности как таковые, эта вера имеет множество проявлений, к примеру, она может выражаться в убеждённости в существовании какого-то идеального общественного устроения, которое обеспечит равные гражданские права, мир, безопасность, истребит нищету и голод. И Христос здесь, конечно же, ни при чём, Он вообще никак не участвует в построении гипотетического прекрасного технологического и справедливого будущего.
По мнению апостола Павла, любое учение, которое не основывается на Христе и Его учении, — ложно по своей сути, а потому такие учения всего лишь ветер, который может менять своё направление несколько раз в сутки, и не способен принести с собой какие бы то ни было качественные изменения, впрочем, есть и одно исключение: сильный ветер может стать причиной разрушений и бед. Мы знаем, что так было и в истории нашего Отечества, когда ветер революции 1917-го года уничтожил Российскую империю и послужил причиной сначала «красного» террора, потом Гражданской войны, затем репрессий с гонениями на христиан, и вообще стал причиной страданий для очень многих людей.
И слова апостола Павла, и сама история учат нас быть крайне осторожными с любыми учениями, которые не имеют своей основной Евангелие. Дай Бог, чтобы мы услышали эти предостережения и поступали так, как рекомендовал поступать христианам города Эфеса святой апостол Павел — «говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, Который есть Глава, Христос» (Еф. 4:15).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема