
Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолы Христовы адресовали свои послания хорошо знакомым им людям, а содержание посланий было продиктовано актуальными вызовами современности, поэтому зачастую бывает так, что нам не совсем понятно то, о чём написано в том или ином апостольском отрывке. Но есть и исключения, среди апостольских слов можно найти и такие, которые с течением времени приобретают всё большую и большую актуальность. Один из таких отрывков содержится в 4-й главе Послания апостола Павла к Ефесянам, этот отрывок звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
В этом отрывке апостол Павел упоминает различные «ветра учений», но, упоминая их, он не даёт им никакого описания. Исследователи Нового Завета полагают, что речь здесь идёт не о каких-то конкретных учениях, а о всей совокупности тех идей, которые нельзя назвать христианскими. Апостол написал, что такие учения находят себе последователей лишь по «лукавству человеков» и «по хитрому искусству обольщения», а не по причине их внутренней содержательный красоты и не по силе своего воздействия. Очевидно, что каждая эпоха рождает какие-то новые лжеучения, которые, несмотря на радикальные отличия друг от друга, схожи в главном: они не имеют никакого отношения к Христову благовестию, а иногда и прямо ему противоположны.
Из общего контекста общественной жизни первого века по Рождестве Христовом можно сделать вывод, что современные апостолу Павлу лжеучения каким-то образом касались отношений с Богом, а также личности Господа Иисуса Христа. В наши дни и первое, и второе широкой публике малоинтересно, а потому главную роль играют совсем иные учения, подменяющие собой христианство, а на первое место среди них претендует уверенность в том, что любую человеческую проблему можно решить исключительно техническими способами, то есть с применением современных технологий. А если проблема не поддаётся решению сейчас, то обязательно найдётся решение в ближайшем будущем, и вот тогда-то все станут по-настоящему счастливы и довольны. Можно, конечно, упомянуть и веру в человеческие способности как таковые, эта вера имеет множество проявлений, к примеру, она может выражаться в убеждённости в существовании какого-то идеального общественного устроения, которое обеспечит равные гражданские права, мир, безопасность, истребит нищету и голод. И Христос здесь, конечно же, ни при чём, Он вообще никак не участвует в построении гипотетического прекрасного технологического и справедливого будущего.
По мнению апостола Павла, любое учение, которое не основывается на Христе и Его учении, — ложно по своей сути, а потому такие учения всего лишь ветер, который может менять своё направление несколько раз в сутки, и не способен принести с собой какие бы то ни было качественные изменения, впрочем, есть и одно исключение: сильный ветер может стать причиной разрушений и бед. Мы знаем, что так было и в истории нашего Отечества, когда ветер революции 1917-го года уничтожил Российскую империю и послужил причиной сначала «красного» террора, потом Гражданской войны, затем репрессий с гонениями на христиан, и вообще стал причиной страданий для очень многих людей.
И слова апостола Павла, и сама история учат нас быть крайне осторожными с любыми учениями, которые не имеют своей основной Евангелие. Дай Бог, чтобы мы услышали эти предостережения и поступали так, как рекомендовал поступать христианам города Эфеса святой апостол Павел — «говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, Который есть Глава, Христос» (Еф. 4:15).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











