
Апостол Павел. Мозаика
2 Кор., 181 зач., VI, 1-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Любой христианин был когда-то крещён. Вместе с крещением в нашей Церкви совершается и ещё одно таинство, которое зачастую остаётся незамеченным: таинство миропомазания, то есть дарования благодати Святого Духа. Незамеченным оно остаётся по той простой причине, что совершается вместе с крещением непосредственно после самого крещения, то есть тогда, когда все сосредоточены на только что крещённом человеке, а так как чаще всего мы крестим младенцев, то человек этот, как правило, громко выражает свои эмоции и в момент миропомазания все присутствующие стремятся уменьшить степень акустического дискомфорта. Несмотря на свою незаметность, таинство миропомазания не менее важно, чем схождение Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, потому что, по сути, в этом таинстве происходит то же самое, что и при Сошествии Святого Духа на апостолов, — человеку подаётся поддерживающая, направляющая, исцеляющая и спасающая благодать Духа Святого. Но о ней — о благодати — мы либо не думаем, либо не замечаем, либо не понимаем, каким образом она в нас действует. В 6-й главе Второго послания к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах, апостол Павел дал свой ответ на этот вопрос.
Глава 6.
1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Апостол Павел в этом отрывке Послания в Коринф начинает свою речь с утверждения, что благодать Божия может быть принята тщетно. Это очень важная мысль, на которой стоит остановиться подробнее. Во-первых, из этой апостольской фразы вытекает, что благодать Божия не действует в человеке «автоматически», помимо воли человека, а потому, если христианин ничего о ней не знает, никак не печётся о ней, то он её попросту не заметит в самом себе. Во-вторых, говоря о благодати Божией, апостол Павел использовал довольно туманное слово «споспешники»: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2Кор. 6:1). Мысль апостола яснее раскрывается в других русских переводах, в тех из них, в которых это слово переведено как «Его соработники», то есть соработники Бога. Из этого можно сделать вывод, что благодать Божия проявляет себя в человеке при условии его сознательного и всецелого соработничества Богу, то есть тогда, когда человек свободно избирает в своей жизни делать не то, что диктует ему его собственная воля или жизненные обстоятельства, а то, что требует делать Бог.
Далее в этом отрывке апостол Павел раскрывает, как именно проявляет себя благодать Божия в нём самом и в других апостолах. Людям, поверхностно знакомым с христианством, часто кажется, что благодать Божия — это нечто такое, что может сделать их жизнь приятной, а их самих в высшей степени удачливыми, но то, что написал апостол Павел, свидетельствует совершенно об ином: благодать Божия не устранила те искушения и проблемы, с которыми доводилось сталкиваться апостолам, но она помогала им преодолевать все сложности и опасности апостольского служения. Не спасала благодать Божия апостолов и от клеветы, от непонимания, от осуждения, но делала так, что в конечном итоге апостолы получали свою награду верных и мудрых строителей Церкви Христовой.
Написанное апостолом Павлом должно помочь нам задуматься о себе самих, о том, чего мы ждём от Бога и Церкви, а также об ожиданиях относительно действия в нас благодати Божией. Хочется надеяться, что эти размышления приведут нас к тому же осознанию, к которому они привели и апостолов, и мы сумеем всей своей жизнью служить Христу, невзирая на неизбежные сложности этого пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 - XIII, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Знакомясь с жизнью Церкви, современные люди нередко задают себе вопрос: как быть верующим сегодня? Неужели правила, которым почти две тысячи лет, не устарели? Неужели нельзя придумать ничего нового? Ответы на эти вопросы звучат в отрывке из 12-й и 13-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Глава 14.
1 Братолюбие между вами да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,
6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
Многие из нас, в самых разных вариациях, слышали от детей забавные вопросы о прошлом. В определённом возрасте дети задумываются о том, что было до их рождения. Но порой ещё не умеют сопоставить жизнь отдельного человека с историей мира, от чего задают вопросы в стиле: «А дедушка видел динозавров»? Со временем, уже в подростковом возрасте подобные вопросы сменяются уверенностью, что взрослые, даже если они не современники мамонтов, мало что понимают в современной жизни и уж точно ничего не понимают в её правилах и в том, как надо расставлять приоритеты. И, конечно, на этом фоне, христианство с его правилами выглядит как нечто совершенно архаичное и устаревшее. И если сегодня никому в голову не приходит жить по законам императора Тиберия, который был современником Иисуса из Назарета, то почему верующие убеждены, что по законам Самого Иисуса жить можно?
Чтобы понять, из чего исходят христиане, когда рассуждают подобным образом, надо задать себе странный и на первый взгляд неожиданный вопрос. Например, должен ли был император Тиберий пережёвывать пищу или мог глотать, не жуя? Потягивался ли Диоген, просыпаясь в своей бочке, или это особенность только современных людей? Смысл этих вопросов в том, чтобы ясно увидеть, что биологически мы практически не отличаемся от людей времён Христа. Соглашаясь с этим, христиане просто добавляют: не отличаемся и духовно. Это, конечно, не значит, что мы не отличаемся ничем. Быт, традиции, представления о культурных нормах и даже представления человека о самом себе во многом были другими, но любовь и ненависть были так же хорошо людям древности, как и нам с вами сегодня. Грубость и обида, прощение и примирение, жадность и щедрость придуманы не двести и не пятьсот лет назад. Иными словами, христиане утверждают, что заповеди Божии касаются таких вещей, которые не могут устареть, так как являются частью духовной природы человека, в той же мере, в какой пищеварение или кровообращение являются частью природы биологической.
Более того, в самой своей сути эти правила оказываются укоренены в Самом Боге, почему сегодняшний отрывок из апостольского послания и начинается с отсылки к Богу живому, Которому мы призваны служить. А далее перечисляются на первый взгляд очень простые вещи: братолюбие как основа христианской жизни; помощь странникам как людям, которые нуждаются в опоре в нестандартной и незнакомой для них ситуации; доброе отношение к браку, который, по мысли апостола Павла, достоин всякого почтения; умение довольствоваться тем, что имеешь, как проявление надежды на Бога, всех поддерживающего и направляющего; и, наконец, уважение к наставникам, как тем, кто способствует нашей духовной жизни. Задумавшись над этими советами апостола, мы поймём, что в них всё современно, потому что Христос действительно вчера и сегодня и во веки Тот же.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Филарет Московский о создании и сохранении семьи». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме создания и сохранения семьи, из книги святителя Филарета Московского «Как создать православную семью».
Разговор шел о том, что важно помнить при создании семьи и когда семья проходит через кризисы, а также, почему семью называют «школой любви».
Все выпуски программы Светлый вечер
Поможем школе-интернату в Тверской области

С 13 лет Настя жила в Максатихинской школе-интернате, которая располагается в Тверской области. Девочку сюда прямо с улицы доставили социальные работники. Поскольку родителей у Насти нет, она жила с бабушкой. Женщина совсем о ней не заботилась. Хрупкий, замкнутый, агрессивный ребёнок в потрёпанной и грязной одежде — такой впервые увидели девочку сотрудники учреждения. Чтобы расположить её к себе и многому научить, им потребовались немало усилий и времени. Но этот труд не был напрасным. К 18 годам Настя стала совсем другим человеком. Она превратилась в приятную, трудолюбивую, добрую и ответственную девушку. Анастасия вышла замуж за молодого человека, который ранее окончил ту же школу-интернат. Сейчас они с супругом воспитывают четверых детей. У них свой дом в Тверской области и хозяйство. Глава семьи работает в МЧС, а Настя занимается детьми и домом.
Истории с добрым продолжением — это самая лучшая награда для сотрудников Максатихинской школы-интерната. «Для нас счастье, когда мы можем вернуть исковерканным детским душам покой и тепло, научить ребят ценить семью и подготовить их к самостоятельной жизни», — говорят они.
Сегодня в учреждении находятся 48 детей, среди них подопечные с инвалидностью. Для того, чтобы все ребята продолжали жить в комфортных условиях, необходимо обновить в детских комнатах кровати, обустроить место для досуга и творчества. Также важно приобрести развивающие игры и методические материалы. А ещё купить для подопечных нижнее бельё, в котором всегда есть необходимость.
Сбор для Максатихинской школы-интерната открыт на сайте Тверского фонда «Рука помощи».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов