
Однажды американский писатель Томас Кеннэли зашёл в небольшой галантерейный магазинчик в Беверли-Хиллз. Продавец любезно предложил ему помочь с выбором товара. Слово за слово, мужчины разговорились, и Томас услышал самую потрясающую в своей жизни историю. Удивительный рассказ продавца лёг в основу документально-художественного романа который Томас Кенэлли написал спустя несколько лет. Книга, без всякого преувеличения, потрясла и продолжает потрясать миллионы людей во всём мире. Называется она «Список Шиндлера».
Оскар Шиндлер — член нацистской партии, богатый предприниматель, человек, живущий в своё удовольствие. Кажется, не самая подходящая характеристика для положительного героя. Но в биографии этого человека было кое-что ещё. В годы Второй Мировой войны он совершил поистине невозможное: под самым носом у нацистов Шиндлер спасал от неминуемой гибели евреев. Благодаря ему, газовых камер в Освенциме и других лагерях смерти избежали в общей сложности более 1200 человек. Продавец из магазина, рассказавший об этом писателю Томасу Кенэлли, сам был одним из тех, кого спас Шиндлер.
Прежде чем приступить к написанию романа, автор проделал кропотливую исследовательскую работу. В результате получилось необычное произведение, в котором Кенэлли соединил художественное изложение событий с документальным повествованием. Использование специфических литературных приемов позволило писателю со всех сторон раскрыть столь противоречивую и мощную фигуру, как Оскар Шиндлер. Автор подчёркивает, что он старался избегать любого домысливания, а в полном объёме реконструировать события и диалоги позволили подробные воспоминания самих «подопечных Шиндлера» и тех, кто стал свидетелями его отчаянного мужества.
Читать «Список Шиндлера» по очевидным причинам непросто. Довольно подробно автор рассказывает о том, что происходило в нацистских лагерях смерти. И всё же можно с уверенностью сказать, что это книга не о жестокости. Она — о преображении человека, который вдруг оказывается готовым по-евангельски положить душу за други своя. Ведь те авантюры, которые Шиндлер предпринимал ради спасения людей, в любую секунду могли стоить жизни ему самому. К примеру, он просил выписать из концлагерей народ на свои фабрики, якобы для создания «секретного оружия для Третьего Рейха», а на самом деле производил... небоеспособные снаряды!
История Оскара Шиндлера нашла отражение в кинематографе — в 1993 году режиссёр Стивен Спилберг снял по роману одноимённый фильм. А название книги Томаса Кенэлли «Список Шиндлера» стало именем нарицательным для беспримерной человеческой доброты, готовой на жертвы.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема