
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 217 зач., I, 7-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое важное условие необходимо выполнить, чтобы Бог ощутимым образом вошёл в мою жизнь? Чтобы проявил Свою силу в моей судьбе? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Ефессянам. Этот отрывок читается сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его.
Прозвучавший отрывок начинается с упоминания о том, что Бог искупил человека кровью Спасителя. Греческое слово «искупление» использовали в тех случаях, когда говорили о выкупе пленника, раба или приговорённого к смертной казни. Всё это ситуации, когда сам человек был не в силах что-либо для себя сделать. То есть Павел заявляет о том, что люди оказались в таком печальном положении безысходности, из которого своими силами никак уже не могли выбраться.
Если обратимся к древним авторам, то увидим, что время пришествия Спасителя было временем тотального пессимизма и упадка духа. Неслучайно именно на стыке эпох Ветхого и Нового заветов такое распространение в греко-римском мире получила философия стоиков, наполненная ощущением беспомощности и крушения надежд. Человек бессилен перед жизнью. Практически во всех своих делах он вынужден подчиняться власти какой-то неведомой силы, которая влечёт его к вековому забвению. Вспыхнул на время и погас навсегда. Не только внешние обстоятельства угнетают человека. Обыденностью для него стало раболепство разного рода страстям. Тоска, постоянное недовольство, пустота внутри, злоба, обиды, ревность, зависть и другие деструктивные движения сердца — это тот фон, на котором разворачивается жизнь нашей души. И беда в том, что сам человек ничего сделать с этим не в силах. Единственное, что ему остаётся, — искусно обманывать себя. Наполнять себя разного рода впечатлениями, фантазиями, иллюзиями. В этом, по мысли стоиков, каждый из нас подобен пьянице, который испытав эффект лёгкости и воодушевления от вина, пьёт больше и искренне верит, что на следующий день похмелье не наступит. Всё это побег от реальности. А реальность такова, что обманывай себя, не обманывай, как бы ты не прожил эту жизнь, финал один — болезнь и смерть. Стоики знали, о чём говорили. Ведь многие из них имели в этой жизни всё, но не находили в ней удовлетворения перед лицом правды жизни.
Казалось бы, вот нытики. Нет чтобы радоваться тому, что есть. Однако во всех эти рассуждениях о собственном тотальном бессилии и бессмысленности жизни, кроется как раз-таки сила этих мыслителей. Вся их тоска — это не что иное, как глубокая жажда Могущественной Силы, которая победила бы смерть и наполнила смыслом все стороны жизни человека. Примечательно, что именно в эту эпоху и пришёл Христос. Он пришёл не тогда, когда человечество было в плену иллюзий и фантазий о прекрасном будущем. А именно в тот момент, когда лучшие из людей, те, кто формировал культуру и образ мышления целых наций, властители дум античного мира, отчётливо увидели, что человечество потерпело поражение перед лицом этой жизни, что его ничто не спасёт. А потому ощутили острую потребность в чуде, сотворить которое может лишь Бог. Именно в ответ на этот вопль о помощи и пришёл Христос. Ведь, как Сам Он говорит, время исполнилось. Человек созрел.
Здесь скрыта фундаментальная закономерность духовной жизни. Бог не обязательно входит в мою судьбу тогда, когда я Его зову. Господь может медлить. А медлит Он по простой причине. Его визит может быть слишком преждевременным. Я не оценю его по достоинству. Меня всё ещё занимают многие другие вещи. Я всё ещё надеюсь на них. Бог ждёт того момента, когда я отчётливо увижу, что ни одна вещь, ни один человек в этом мире не может мне дать то, чего жаждет моё сердце. Ведь лишь в такой момент я способен встать на колени, признать своё бессилие и от всего своего существа обратиться к Творцу. И даже если с моих уст сорвётся только еле слышное «помоги», для Бога этого будет достаточно. Он мгновенно войдёт в мою жизнь и заполнит ту пустоту, которая меня мучила. А я буду удерживать Его всеми своими силами, чтобы не дать Ему и малейшего повода меня покинуть.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема