
«Научить ребенка различать доброе и злое не сразу дается, а воспитывается постепенно», — справедливо заметил однажды известный современный духовник, схиархимандрит Илий Ноздрин. А основные критерии детского воспитания ещё в четвёртом веке сформулировал святитель Иоанн Златоуст: «Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога». Эти два высказывания, как и многие другие мудрые мысли святых отцов Церкви и современных духовных просветителей на самые разнообразные темы в аспекте основ нравственного воспитания собрали под одной обложкой в издательстве «Символик» и озаглавили сборник «Цветы и плоды нашей жизни. Нравственные начала для родителей и воспитателей».
Название книги отсылает читателя не только к известному афоризму, авторство которого приписывают Максиму Горькому «Дети — цветы жизни», но и к словам святителя Иоанна Златоуста о том, что достойно взращенные чада приносят своим воспитателям плоды их попечений.
Сами издатели образно характеризуют свою книгу как «маленький родник, бьющий из великих недр мудрости»; при этом сборник — далеко не просто свод полезных советов, которые можно автоматически применить в жизни. Все собранные в нём мудрые размышления и наставления подразумевает работу, и над собой — в первую очередь. «Помните, что лучше можно научить дитя примером, нежели словами», — говорил святой Иероним Стридонский, высказывания которого тоже можно найти на страницах книги «Цветы и плоды нашей жизни».
Книга удобно структурирована в алфавитном порядке по актуальным темам не только нравственного и духовного воспитания, но человеческой жизни вообще. К примеру, на букву «С» находим: свобода, семья. На «М» — милостыня, молчание, миролюбие, на «О» — оправдание, отношение к окружающим, родителям, природе. Относительно каждого из понятий в книге предлагаются выказывания и мысли, принадлежащие таким высоким духовным авторитетам, как авва Дорофей, святитель Игнатий (Брянчанинов), святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Исаак Сирин, митрополит Сурожский Антоний, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), преподобный Паисий Святогорец и многим другим. Начиная с первых веков христианства и до современности. Серьёзность издания подчёркивает вспомогательный материал, приведённый в конце сборника: словарь основных понятий, лексико-фразеологический словарь и список литературных источников.
«Сердце человека отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать», — писал русский религиозный философ Иван Ильин. Именно такой принцип педагогики предлагает взять на вооружение родителям и воспитателям книга «Цветы и плоды нашей жизни».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема