
Апостол Павел. Мозаика
2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы временами ошибаемся. Иногда сами это замечаем, иногда на наши ошибки нам указывают другие. О своём опыте отношений к чужим ошибкам рассказывает апостол Павел в отрывке из 1-й и 2-й глав 2 послания к Коринфянам. Этот отрывок читается сегодня за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Коринфская община, отрывок из письма к которой мы читали сегодня, была очень непростой. Для них апостол Павел был тем, кто пришёл к ним с благой вестью, за что многие его любили и почитали. Однако он был также их современником, не лишённым своих недостатков, говорившим порой спорные вещи, из-за чего некоторые относились к нему с подозрением или даже враждебностью. Какое-то время, после письменных увещеваний, апостол не приходил в Коринф и некоторые решили, что он побаивается говорить те же вещи лицом к лицу.
Сам Павел, конечно, знал истинную причину своей задержки, но её надо было правильно объяснить тем, к кому он обращался. Именно поэтому важно расслышать интонацию, с которой он говорит. Хотя он апостол, а они ученики, Павел начинает с того, что подчёркивает их общность, говорит о том, что их объединяет. Помню, как однажды на уроке гомилетики — науки о том, как произносить проповедь, мой однокурсник получил задание сказать проповедь на определённую тему. Он начал так: «Дорогие братья и сестры, вы...» и тут же был остановлен преподавателем, который сказал, что необходимо говорить «мы», не отделяя себя от слушателей. И вот, Павел начинает именно так. Он подчёркивает, что ни он, ни коринфяне не утвердились во Христе самостоятельно, своими силами. Они лишь обращаются к Богу, который утверждает их и подаёт им залог Духа как гарантию Своей поддержки. Ведь как мы даём нечто в залог, гарантируя свои обязательства, так Господь даёт нам Духа, Который наполняет наши сердца и утверждает нас в христианской жизни.
Впрочем, всё же апостол Павел — наставник, а адресаты его послания — наставляемые. Поэтому, подчеркнув их общность во Христе, Павел переходит к объяснению своего поведения. Обычно руководители и начальники полагают, что они не должны унижаться, объясняя подчинённым своё поведение, но апостол не воспринимает себя как начальника, а членов коринфской общины как подчинённых. Все они люди, все они ученики Христовы, поэтому объясняя им своё поведение, он не воспринимает это как унижение. Просто он по-человечески объясняется с ними, не боясь уязвимости, которая, как кажется, при этом возникает.
В чём же причина его промедления?
Апостол говорит, что не приходил в Коринф, потому что давал время ученикам исправиться самим. В первом послании он указал им на их ошибку и дал им возможность, как взрослым людям, самим её преодолеть. И это педагогически очень верно.
Можно сообщить человеку заповедь, можно и иногда нужно указать на ошибку, но нельзя за него исправиться. Приходя с обличениями, пытаясь контролировать каждый шаг, мы порой не даём совершиться главной работе совести, которая постепенно ведёт человека к исправлению. Своим примером апостол показывает, что единственным основанием, на котором может строиться воспитание и научение других, должна быть любовь, и обращаться к человеку надо так, чтобы он эту любовь чувствовал.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема