Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Мозаика

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы временами ошибаемся. Иногда сами это замечаем, иногда на наши ошибки нам указывают другие. О своём опыте отношений к чужим ошибкам рассказывает апостол Павел в отрывке из 1-й и 2-й глав 2 послания к Коринфянам. Этот отрывок читается сегодня за богослужением. Давайте его послушаем.

Глава 1.

21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,

22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,

24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Глава 2.

1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.

От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

Коринфская община, отрывок из письма к которой мы читали сегодня, была очень непростой. Для них апостол Павел был тем, кто пришёл к ним с благой вестью, за что многие его любили и почитали. Однако он был также их современником, не лишённым своих недостатков, говорившим порой спорные вещи, из-за чего некоторые относились к нему с подозрением или даже враждебностью. Какое-то время, после письменных увещеваний, апостол не приходил в Коринф и некоторые решили, что он побаивается говорить те же вещи лицом к лицу.

Сам Павел, конечно, знал истинную причину своей задержки, но её надо было правильно объяснить тем, к кому он обращался. Именно поэтому важно расслышать интонацию, с которой он говорит. Хотя он апостол, а они ученики, Павел начинает с того, что подчёркивает их общность, говорит о том, что их объединяет. Помню, как однажды на уроке гомилетики — науки о том, как произносить проповедь, мой однокурсник получил задание сказать проповедь на определённую тему. Он начал так: «Дорогие братья и сестры, вы...» и тут же был остановлен преподавателем, который сказал, что необходимо говорить «мы», не отделяя себя от слушателей. И вот, Павел начинает именно так. Он подчёркивает, что ни он, ни коринфяне не утвердились во Христе самостоятельно, своими силами. Они лишь обращаются к Богу, который утверждает их и подаёт им залог Духа как гарантию Своей поддержки. Ведь как мы даём нечто в залог, гарантируя свои обязательства, так Господь даёт нам Духа, Который наполняет наши сердца и утверждает нас в христианской жизни.

Впрочем, всё же апостол Павел — наставник, а адресаты его послания — наставляемые. Поэтому, подчеркнув их общность во Христе, Павел переходит к объяснению своего поведения. Обычно руководители и начальники полагают, что они не должны унижаться, объясняя подчинённым своё поведение, но апостол не воспринимает себя как начальника, а членов коринфской общины как подчинённых. Все они люди, все они ученики Христовы, поэтому объясняя им своё поведение, он не воспринимает это как унижение. Просто он по-человечески объясняется с ними, не боясь уязвимости, которая, как кажется, при этом возникает.

В чём же причина его промедления?

Апостол говорит, что не приходил в Коринф, потому что давал время ученикам исправиться самим. В первом послании он указал им на их ошибку и дал им возможность, как взрослым людям, самим её преодолеть. И это педагогически очень верно.

Можно сообщить человеку заповедь, можно и иногда нужно указать на ошибку, но нельзя за него исправиться. Приходя с обличениями, пытаясь контролировать каждый шаг, мы порой не даём совершиться главной работе совести, которая постепенно ведёт человека к исправлению. Своим примером апостол показывает, что единственным основанием, на котором может строиться воспитание и научение других, должна быть любовь, и обращаться к человеку надо так, чтобы он эту любовь чувствовал.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем