
Сын воронежского купца Постникова, семилетний Нестор, горько плакал в своей комнате. Всего несколько дней назад мальчик потерял любимую матушку. Женщина скончалась от чахотки. Так в народе раньше называли туберкулёз. В середине 19 века не только в России, но и в Европе эта болезнь приняла характер, близкий к эпидемии. К смертельному исходу она приводила не всегда, однако в то время считалась неизлечимой. Маленький Нестор тяжело переживал мучения больной матери и её последующую кончину. На могиле своей родительницы мальчик дал Богу обещание: когда вырастет, он обязательно станет врачом. И найдёт средство побороть туберкулёз.
В 1841 году Нестор поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив обучение, молодой человек не спешил расставаться с родным учебным заведением. Нестору Васильевичу предложили должность ассистента профессора на университетской кафедре физиологической анатомии. Впрочем, он не только занимался наукой, но и широко практиковал. Несколько лет Постников работал терапевтом в Московской студенческой больнице. Выезжал на борьбу с эпидемиями холеры и сибирской язвы в Новгородскую губернию. А в 1854 году защитил диссертацию, получил степень доктора медицины и отправился на стажировку в Англию.
В Туманном Альбионе Нестор Васильевич неожиданно нашёл свою любовь. На королевском приёме в Букингемском дворце, куда Постников был приглашён вместе со своим английским наставником, профессором Крафтом, он познакомился с фрейлиной королевы Виктории — Мэри Веллингс. Леди Веллингс была наслышана о том, что русский врач ищет способ борьбы с туберкулёзом. И обратилась к нему со своей тревогой: Мэри подозревала, что у неё чахотка. Несколько месяцев Постников наблюдал больную. Увы, он был вынужден подтвердить её опасения. К счастью, туберкулёз у леди Веллингс оказался «спящим». То есть, не прогрессировал и не представлял опасности ни для неё, ни для окружающих. Конечно, всё могло измениться в любой момент. А пока жизнь английской аристократки менялась в лучшую сторону. Нестор Васильевич сделал Мэри предложение. Королева лично дала разрешение на брак своей фрейлины. В августе 1854 года Нестор Васильевич и леди Веллингс приехали в Россию и обвенчались в одном из православных храмов Санкт-Петербурга.
Семья обосновалась в Самаре. И не случайно. Нестор Васильевич уже давно собирал информацию о целительных свойствах кумыса — кислого кобыльего молока. Он знал, что самарские пастухи-татары лечили кумысом чахотку. И выздоравливали! В 1858 году Нестор Васильевич открыл в Самаре первую в Европе кумысолечебницу. Это был одновременно и санаторий, и научно-исследовательский институт, и... ферма. Постников добился от городских властей разрешения на использование земли под пастбища для кобылиц. Теперь тем, кто хотел опробовать на себе целительные свойства кумыса, не нужно было отправляться в степь и жить там в пастушьих кибитках. Высококачественный продукт изготовлялся прямо в лечебнице. К тому же, там были все условия для комфортного отдыха и оздоровления. В Самару к доктору Постникову частенько наведывались писатели Чехов и Толстой, композитор Скрябин. Приезжали европейские аристократы. Да что там говорить — сам император Александр II не раз пил кумыс в лечебнице Нестора Васильевича. Кумыс помог многим людям. А главное — любимой супруге Постникова. Её «спящий» очаг туберкулёза окончательно затух! Годы исследований позволили Нестору Васильевичу поставить народный метод лечения чахотки на научную основу. В 1867 году увидела свет его работа «О кумысе, его свойствах и действии на человеческий организм». У тысяч больных появилась надежда на исцеление.
С тех пор прошло немало времени. Но и сегодня врачи признают кумыс действенным средством для профилактики и лечения туберкулёза. А в здании первой в Европе кумысолечебницы теперь располагается Самарский областной противотуберкулезный диспансер, который носит имя Нестора Васильевича Постникова.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 113. Богослужебные чтения

Что такое чудо и происходят ли чудеса в нашей жизни? Ответ на этот вопрос находим в 113-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 113.
1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова — из народа иноплеменного,
2 Иуда сделался святынею Его, Израиль — владением Его.
3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.
4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.
5 Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад?
6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?
7 Пред лицом Господа трепещи, земля, пред лицом Бога Иаковлева,
8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
10 Для чего язычникам говорить: «где же Бог их»?
11 Бог наш на небесах и на земле; творит всё, что хочет.
12 А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 Дом Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
20 Господь помнит нас, благословляет нас, благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;
21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.
22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.
23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
24 Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.
25 Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
26 но мы живые будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.
Только что прозвучавший псалом можно разделить на две части. Первая посвящена одному из самых знаменательных событий в истории богоизбранного народа — чудесному избавлению Израиля из Египетского рабства. Исход евреев из плена сопровождался многими удивительными событиями. Их и перечисляет псалмопевец. При этом он использует приём олицетворения. Неодушевлённые предметы изображаются как живые существа. «Море увидело и побежало», то есть расступилось, чтобы открыть путь Израилю, а потом опять вернулось на своё место и потопило войско фараона. Нечто подобное происходит, когда евреи подходят к границам Земли Обетованной. «Иордан обратился назад», то есть остановил своё течение, чтобы евреи смогли пересечь реку и войти в Палестину. «Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» — очевидно, что здесь автор псалма намекает на события у горы Синай. Господь спускался на гору, чтобы дать Моисею и израильскому народу Свои заповеди. При этом горный массив, как говорит священная история, сильно колебался. Наконец, упоминается о том, что Бог превращал «скалу́ в о́зеро воды́ и ка́мень в исто́чник вод». Здесь псалмопевец вспоминает те чудеса, которые помогли Израилю выжить во время их странствования в пустыне по пути домой.
Совершенно иные интонации мы видим во второй части псалма. Всесильному Богу противопоставляются языческие божки. Они не могут ни говорить, ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни осязать. Они всего лишь «серебро и золото, дело рук человеческих». А потому поклоняться им — безумие. Ведь какую поддержку может оказать тот, кто сам совершенно бессилен и беспомощен перед лицом стихий этого мира. Поэтому и заключает псалмопевец: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них».
Вывод напрашивается сам собой. Тот, кто игнорирует Творца, кто отодвигает Его на периферию своей жизни, а в её центр ставит что-то иное, неизбежно становится заложником тех железобетонных правил и закономерностей, которым вынужден подчиняться падший мир. Участь такого человека незавидна. Его жизнь напоминает броуновское движение. Его судьбой управляет слепой случай. Вероятность подлинного чуда здесь сведена к минимуму. А всякое изменение к лучшему — зачастую всего лишь кратковременная иллюзия.
И наоборот. «Бог наш на небесах; творит всё, что хочет», — говорит псалмопевец. А потому всякий, кто исполняет заповеди Господа, кто непрестанно ищет Его волю, кто старается все свои дела подчинить Его закону, живёт в совершенно ином мире. Как говорит один из учителей древней Церкви, авва Евагрий, Бог познаёт такого человека, становится его созерцателем. Человек постоянно переживает присутствие Творца и ощущает Его поддержку даже в самых незначительных делах. Будничная жизнь становится пространством для чуда. Ведь ради Своих людей Господь готов вмешиваться в естественное развитие событий и нарушать привычный ход вещей. Он готов осушать море, поворачивать вспять реки, заставлять горы и холмы прыгать, а скалу и камень может превратить в озеро и источник чистой воды.
Псалом 113. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 113. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 113. На струнах Псалтири
1 Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова - из народа иноплеменного,
2 Иуда сделался святынею Его, Израиль - владением Его.
3 Море увидело и побежало; Иордан обратился назад.
4 Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы.
5 Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?
6 Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы?
7 Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева,
8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.
9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей.
10 Для чего язычникам говорить: "где же Бог их"?
11 Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет.
12 А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.
17 [Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
18 Дом Ааронов! уповай на Господа: Он наша помощь и щит.
19 Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он наша помощь и щит.
20 Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов;
21 благословляет боящихся Господа, малых с великими.
22 Да приложит вам Господь более и более, вам и детям вашим.
23 Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю.
24 Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим.
25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
26 но мы [живые] будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуия.
Теплота в руках дающего. Ольга Цой

Когда мы Причащаемся, отходим от Чаши, сразу идём к столику с так называемой «запивкой», или «теплотой». Там получаем антидор — кусочек Агничной просфоры — и разбавленное водой вино.
Очень мне нравится это послушание — раздавать антидор и «запивку» причастникам. Я при возможности всегда стараюсь встать за столик на раздачу.
Какое же это великое чудо — то, что происходит прямо рядом со мною, на моих глазах. Как после принятия Святых Христовых Тайн преображаются лица причастников! Умиряются, утешаются. Они будто окутываются святой тишиной. Сейчас я протягиваю кусочек просфоры тому, в ком пребывает Сам Христос. Как это здорово, непостижимо и радостно!
Вспоминаю слова святого праведного Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии. Процитирую: «Ангелы Божии миллиардами слетаются туда, где приносится Бескровная Жертва, и с трепетом предстоят перед святым престолом, закрывая лица и прославляя Великую Тайну, совершаемую здесь».
Последней спешу Причаститься сама. И поблагодарить Господа за возможность очищения, преображения, за приближение к победе над ветхим человеком в себе.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение