
Сын воронежского купца Постникова, семилетний Нестор, горько плакал в своей комнате. Всего несколько дней назад мальчик потерял любимую матушку. Женщина скончалась от чахотки. Так в народе раньше называли туберкулёз. В середине 19 века не только в России, но и в Европе эта болезнь приняла характер, близкий к эпидемии. К смертельному исходу она приводила не всегда, однако в то время считалась неизлечимой. Маленький Нестор тяжело переживал мучения больной матери и её последующую кончину. На могиле своей родительницы мальчик дал Богу обещание: когда вырастет, он обязательно станет врачом. И найдёт средство побороть туберкулёз.
В 1841 году Нестор поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив обучение, молодой человек не спешил расставаться с родным учебным заведением. Нестору Васильевичу предложили должность ассистента профессора на университетской кафедре физиологической анатомии. Впрочем, он не только занимался наукой, но и широко практиковал. Несколько лет Постников работал терапевтом в Московской студенческой больнице. Выезжал на борьбу с эпидемиями холеры и сибирской язвы в Новгородскую губернию. А в 1854 году защитил диссертацию, получил степень доктора медицины и отправился на стажировку в Англию.
В Туманном Альбионе Нестор Васильевич неожиданно нашёл свою любовь. На королевском приёме в Букингемском дворце, куда Постников был приглашён вместе со своим английским наставником, профессором Крафтом, он познакомился с фрейлиной королевы Виктории — Мэри Веллингс. Леди Веллингс была наслышана о том, что русский врач ищет способ борьбы с туберкулёзом. И обратилась к нему со своей тревогой: Мэри подозревала, что у неё чахотка. Несколько месяцев Постников наблюдал больную. Увы, он был вынужден подтвердить её опасения. К счастью, туберкулёз у леди Веллингс оказался «спящим». То есть, не прогрессировал и не представлял опасности ни для неё, ни для окружающих. Конечно, всё могло измениться в любой момент. А пока жизнь английской аристократки менялась в лучшую сторону. Нестор Васильевич сделал Мэри предложение. Королева лично дала разрешение на брак своей фрейлины. В августе 1854 года Нестор Васильевич и леди Веллингс приехали в Россию и обвенчались в одном из православных храмов Санкт-Петербурга.
Семья обосновалась в Самаре. И не случайно. Нестор Васильевич уже давно собирал информацию о целительных свойствах кумыса — кислого кобыльего молока. Он знал, что самарские пастухи-татары лечили кумысом чахотку. И выздоравливали! В 1858 году Нестор Васильевич открыл в Самаре первую в Европе кумысолечебницу. Это был одновременно и санаторий, и научно-исследовательский институт, и... ферма. Постников добился от городских властей разрешения на использование земли под пастбища для кобылиц. Теперь тем, кто хотел опробовать на себе целительные свойства кумыса, не нужно было отправляться в степь и жить там в пастушьих кибитках. Высококачественный продукт изготовлялся прямо в лечебнице. К тому же, там были все условия для комфортного отдыха и оздоровления. В Самару к доктору Постникову частенько наведывались писатели Чехов и Толстой, композитор Скрябин. Приезжали европейские аристократы. Да что там говорить — сам император Александр II не раз пил кумыс в лечебнице Нестора Васильевича. Кумыс помог многим людям. А главное — любимой супруге Постникова. Её «спящий» очаг туберкулёза окончательно затух! Годы исследований позволили Нестору Васильевичу поставить народный метод лечения чахотки на научную основу. В 1867 году увидела свет его работа «О кумысе, его свойствах и действии на человеческий организм». У тысяч больных появилась надежда на исцеление.
С тех пор прошло немало времени. Но и сегодня врачи признают кумыс действенным средством для профилактики и лечения туберкулёза. А в здании первой в Европе кумысолечебницы теперь располагается Самарский областной противотуберкулезный диспансер, который носит имя Нестора Васильевича Постникова.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Два урожая

Фото: Alexander Löwe / Unsplash
Жили в одной деревне по соседству два крестьянина — Ван Дань и Чжан Сань, у них и поля были рядом. Посеяли они весной на своих полях пшеницу. Скоро появились дружные и сильные всходы. Поля лежали, как бархатные ковры изумрудного цвета, радуя глаз.
Однажды пришли оба соседа посмотреть на будущий урожай. Взглянул Ван Дань на своё поле, увидел, что пшеница у него растёт пышная, обильная, и очень обрадовался. Он быстро вернулся домой и стал хвалиться жене и соседям:
— Лучше моей пшеницы ни у кого в округе нет! Вот увидите, какой осенью я соберу урожай!
Чжан Сань тоже полюбовался всходами на своём поле, а потом стал внимательно присматриваться к своим посевам. Увидел он, что не только одна пшеница проросла — рядом поднимались и сорняки, которые хотели заглушить молодые побеги. Чжан Сань принялся вырывать сорняки и выбрасывать их со своего поля.
С того дня Чжан Сань через каждые два-три дня приходил на поле и очищал его от сорняков. А Ван Дань ни разу больше на своём поле не появлялся, сколько не звал его сосед.
«Если моя пшеница взошла лучше, чем у него, значит, и урожай у меня будет больше, чем у других», — думал он.
Чжан Сань так старательно ухаживал за своим полем, что вскоре на нём остался только один-единственный сорняк. Он укрылся в пшенице и боялся высовываться.
Вечером, когда хозяин поля ушёл домой, сорняк поднял голову и осторожно огляделся по сторонам. Он увидел, что вокруг него растут только крупные пшеничные колосья, зато соседнее поле сплошь заросло сорняками.
— Не повезло мне родиться в этом месте. Каждый день хозяин поля приходит и вырывает моих сородичей из земли. Похоже, завтра и мне придёт конец. Что же мне делать?
Его вздохи услышали сорняки на соседнем поле.
— Эй, ты что там причитаешь? — окликнули они его. — Может быть, мы тебе поможем?
— Тише! Тише! — зашептал сорняк с поля Чжан Саня. — Если мой хозяин услышит, тогда мне несдобровать. Сами лучше посмотрите...
Сорняки поля Ван Даня повернули свои головы в сторону поля Чжан Саня. Там не было сорной травы, а на чистой, взрыхлённой земле буйно росла пшеница. Она уже колосилась, и за ней трудно было разглядеть того, кто подавал голос.
И все сорняки с поля Ван Даня хором закричали:
— Тебе уже не помочь! Но своих детей ты ещё можешь спасти. Перебрасывай свои семена на наше поле, только здесь они могут вырасти...
Осенью Ван Дань запряг в телегу волов и пошёл собирать урожай. Но, увидев своё поле, он застыл от ужаса: на его земле сплошной стеной росли только сорняки, и все они уже успели посеять семена на будущий год.
А Чжан Сань собрал такой богатый урожай пшеницы, что хватило и с соседом поделиться.
А тому наука: не хвались успехом, пока не довёл дело до конца. Да и потом не надо.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
31 августа. О преображении Савла из Тарса

В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть его слова: «Я... недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию».
О преображении Савла из Тарса — протоиерей Владимир Быстрый.
Савл из Тарса был ревностным, яростным гонителем первой Церкви, но однажды на пути в Дамаск произошло немыслимое: ему явился воскресший Христос. Свет Христов ослепил его физически, но открыл духовные очи, и гонитель Савл стал апостолом Павлом. И это прошлое навсегда определило его глубочайшее смирение. Он не забывал, кем был.
С горечью и искренностью он пишет: «Я наименьший из апостолов, и не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию». Он даже называет себя «наименьшим из всех святых», понимая, что его призвание — это чистейший дар божественной милости.
Но посмотрите на плоды его покаяния. Этот наименьший стал величайшим, величайшим миссионером, апостолом язычников. Его неутомимые труды, основанные им Церкви от Иерусалима до дальних земель, его вдохновенные послания — всё это свидетельство не его заслуг, а действующей в нём благодати Божией. «Благодать Его во мне не была тщетна», — говорил апостол Павел.
Его история — это вечный свет надежды. Нет такого прошлого, которое не может преодолеть благодать Божия. Сила Господа совершается именно в нашей немощи и недостоинстве, когда мы, как Павел, всецело вручаем себя Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 августа. О смирении апостола Павла

В 15-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть его слова о себе самом: «Я наименьший из апостолов».
О смирении апостола Павла — игумен Назарий Рыпин.
Апостол Павел, будучи очень смиренным человеком и человеком, бесконечно преданным Богу, трезво оценивает, что он действительно не был самовидцем Христа, то есть он не ходил с двенадцатью апостолами в числе этих непосредственных последователей Христа. И действительно, он гнал Церковь Божию поначалу, по неведению и, признавая за собой это, будучи исполнен глубочайшего смирения, он и говорит, что «я — наименьший из апостолов» — это свойство смирения.
Имея огромные труды и величайшие заслуги перед Церковью, он оценивает себя как бывшего гонителя и как того, кто действительно не был непосредственным последователем Христа в числе двенадцати апостолов.
Но это не умаляет его величайших заслуг перед Церковью как основателя очень многих поместных церквей, потому что он проповедовал всем малазийским народам, приходил в Иерусалим и был в Риме, и фактически это его великая заслуга перед Церковью.
И мы должны это понимать и быть благодарны Богу за то, что Господь избрал такого великого апостола для нас с вами.
Все выпуски программы Актуальная тема