1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. В первое воскресенье Великого поста в православных храмах принято совершать чин Торжества православия. Одной из составляющих этого богослужения долгое время были так называемые «анафемы». Священнослужители перечисляли еретиков, осужденных Церковью с древнейших времен до почти настоящих дней. В прозвучавшем отрывке из первого послания апостола Павла к коринфянам тоже звучит слово «анафема». И неплохо было бы выяснить, что же точно означает данное понятие? Поможет разобраться нам отрывок из 16-й главы первого послания апостола Павла к коринфянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Образовано греческое слово «анафема» от глагола «анатифими», который можно разъяснить так — «возлагать, предавать кому-либо что-либо». Обычно глагол «анатифими» используется в древнегреческих текстах в случаях, когда фиксируется невозможность или неспособность изменить какое-либо событие, а также поведение какого-то человека. Таким образом, анафема — ни в коем случае не проклятье, не приговор. Речь идет о принципиально иной вещи. А именно — Церковь фиксирует ситуацию, что более не имеет возможности нести о ком-то попечение. Не потому, что исчерпан так сказать «ресурс милосердия», а потому что сам человек разорвал все связи с Церковью, отдав предпочтение собственному вероучению.
Анафема — то, что предано на окончательный суд Божий. Объявляя кому-то анафему, Церковь открыто заявляет: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, но поступает и верит так, что сам продемонстрировал — к Церкви Христовой он более не имеет никакого отношения. Как произошло, например, с знаменитым писателем Львом Толстым, решившим, что в Православии он не нуждается.
Собственно, подобной логикой руководствуется апостол Павел, когда пишет в прозвучавшем отрывке, что анафема постигает тех, кто, позиционируя себя в качестве члена церковного собрания, на самом деле не почитает Спасителя: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема». Апостол отказывается судить таких людей, используя после слова «анафема» еще одно — «маранафа». Данное понятие, как кажется, тоже требует пояснения. «Маранафа» — выражение не греческого, а еврейского происхождения. Переводится оно, как «Господь да придет!» Апостол так показывает, что действительно судить человека, даже еретика и откровенного грешника, может только Бог.
Данное указание святого Павла является чрезвычайно важным. Ведь мы, что скрывать, очень любим выносить приговор другим людям, раздавая оценки их словам, поступкам, жизни как таковой. Апостол дает нам способ снять с плеч этот тяжкий и греховный груз. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с откровенным беззаконием, но никак не можем помочь его исправить, мы имеем полное право оставить происходящее на суд Божий. Не зря Сам Бог в книге Второзаконие прямо говорит: «Мне отмщение, и Я воздам». Промысл Господень всё расставляет на свои места. И остается только сочувствовать тем, кто противится Богу или поступает наперекор Его заповедям. Мы же не должны испытывать кровожадного стремления расквитаться с теми, кто, как нам кажется, оскорбляет величие нашей веры. Или как о том пишет святитель Григорий Богослов: «Мы добиваемся не победы над отделенными братьями, но их возвращения. Ведь разлука с ними терзает нас».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Как смайлики в письменной речи воздействуют на собеседника
С повседневным использованием интернета и соцсетей письменное общение постоянно видоизменяется. Игнорируются знаки препинания, предложения отправляются по частям, а не целиком, часто используются сокращения. И одним из важных инструментов интернет общения стали эмодзи, или смайлики.
Многие из нас не представляют себе переписку без этих эмоциональных помощников. Давайте же обсудим, насколько настроение беседы зависит от пиктограмм, то есть картинок-символов.
Предлагаю эксперимент. Представьте, что собеседник пишет вам такое сообщение: «Привет, ты можешь сегодня приехать ровно к восьми часам?» А теперь мысленно подставьте к этому нейтральному сообщению несколько эмодзи по очереди. Сначала смайлик с улыбкой, затем смайлик со сложенными просящими ладонями, а после — недовольный. Скажите, менялось ли ваше настроение от чтения сообщения с разными пиктограммами? Думаю, что большинство из вас скажет, что от смайлика зависит отношение как к сообщению, так и к его автору.
Я знаю людей, которые эмоционально реагируют на грустный смайлик и испытывают психологический дискомфорт. Они даже считают употребление таких эмодзи недопустимым в общении, поскольку это оказывает ментальное давление.
В общем можно сказать, что смайлики — это не просто знаки, а современный универсальный инструмент общения, и использовать его нужно аккуратно. Например, старайтесь не использовать слишком эмоциональные пиктограммы с малознакомыми людьми.
А также стоит подумать и о количестве эмодзи в вашей переписке. Переизбыток смайликов может досаждать собеседнику и отвлекать от смысла сообщения.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Как язык воздействует на память. Что мы запоминаем и почему
От строения фразы зависит, что и как мы запоминаем. Это в ходе исследования предположили ученые-антропологи и лингвисты. Есть языки, такие, как английский, в которых основная часть стоит в начале, а потом идет сопутствующая информация. И тогда лучше запоминаются первые слова фразы.
А в других языковых системах основная информация вынесена в конец фразы. И носители данных языков, например, японцы, более эффективно запомнят то, что стоит в конце предложения.
О чем это говорит? О том, что наша память работает, исходя из особенностей языка. Мы запоминаем что-то лучше, а что-то хуже не всегда по собственному желанию, а из-за строения речи.
Но есть и универсальные свойства памяти. Лучше запоминается то, что мы видим. Поэтому нас с детства призывают читать книги, поскольку так наш мозг усваивает грамотное строение слов и предложений. Впоследствии, при написании текстов, у нас срабатывает языковая память. Изображения же помогают запомнить общую информацию, сюжет, контекст, поэтому детям и взрослым так нравится смотреть кино и видео.
И еще немного о памяти. В ходе многих научных экспериментов доказано, что лучше всего запоминаешь, когда проговариваешь усвоенные знания вслух. Если вы хотите уложить в память информацию, начните ею делиться с близкими: например, расскажите ребёнку о том, что вы узнали. Так он расширит свой кругозор, а вы потренируете память.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Коммуникация с собой: полезна ли самокритика?
Приятно поговорить с умным человеком, особенно когда этот человек— ты сам. А если серьезно, то все мы много раз слышали словосочетание «внутренний монолог». А ведь есть еще и внутренний диалог. Ученые утверждают, что мы постоянно ведем разговор с самим собой. Отмечаем, что с нами происходит, перерабатываем опыт.
А также занимаемся самокритикой. И здесь очень важно, какие слова мы говорим себе, как относимся к собственным ошибкам или, наоборот, достижениям.
Многие из нас слишком эмоционально сокрушаются о недочетах. «Ах, я растяпа, ах, я неуч» и так далее. Часто мы раним себя грубым словом вместо того, чтобы спокойно проанализировать проблему и найти решение.
Внутренний, как и внешний, диалог нужно вести уважительно: наша задача не унизить себя, а постараться увидеть пути исправления недостатков.
Например, вы можете сказать себе: «Да, я допустил ошибку, но я ее исправлю». Или: «Не всё потеряно, я еще успею сделать всё как надо».
Иногда конструктивному внутреннему диалогу помогает такой метод: вы составляете два списка — в один включаете дела, которые требуют повышенного внимания, а в другой — те, что у вас хорошо получились. Назовите его, например, «Удачные проекты». Постепенно исправляя недочёты, вы перенесёте все ваши дела в один список свершений. И тогда вы наглядно увидите, что самокритика принесла хорошие плоды.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова