1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Основная миссионерская задача Церкви состоит в проповеди Евангелия. Но когда мы таким образом определяем нашу задачу, то бываем превратно поняты, ведь под словом «Евангелие» люди привыкли подразумевать те книги, которые в своём заглавии имеют это слово. Тогда как само понятие «Евангелия» значительно шире, оно в себя включает не только книги, но и основную мысль этих книг, то есть рассказ о Христовом Воскресении, и рассказ этот может быть выражен бесконечном числом способов, каждый из которых по праву может называться «Евангелием», или, иначе — «Благой вестью» о Христовом Воскресении. Именно так — как «Евангелие» — определял свою проповедь и апостол Павел. Об этом он написал в 15-й главе Первого послания к Коринфянам, отрывок из которого сегодня читается в храмах во время воскресной литургии.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Апостол Павел счёл необходимым напомнить христианам Коринфа то Евангелие, которое он им благовествовал ранее, и которое они, по его словам, приняли и в котором утвердились, которым они спасаются. И далее, как мы слышали, апостол напоминает основные положения своей прежней евангельской проповеди. Тот текст, который Павел назвал «Евангелием», чрезвычайно краток, в русском переводе он передан всего лишь одним предложением, этот текст содержит всю суть христианской веры и упования. Если же «очистить» Евангелие апостола Павла от вводных слов и от послесловия, и вычленить из него содержательную часть, то останется всего лишь несколько фраз, которые легко запомнить даже тому, кто не имеет особой способности запоминания текстов. Вот эти фразы: «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати» (1Кор.15:3—5).
Простота этих апостольских слов неслучайна. Павел, как и все другие апостолы, обращался к максимально широкой аудитории, и ему было нужно, чтобы его поняли все, и учёные, и простецы, те, кто знаком с библейской историей, и те, кто о ней ничего никогда не слышал. Павел хотел, чтобы суть евангельского благовестия ни от кого не ускользнула, чтобы никто не мог сослаться на то, что ему непонятны прозвучавшие слова. Если же человек имел способность к более глубокому познанию, то он мог погрузиться в детальное исследование апостольских посланий, а также литературы Ветхого Завета.
Впрочем, были в истории Церкви и те, кого смущала простота евангельского благовестия. Этим людям казалось, что в общедоступной простоте не может быть заключена полнота истины, а потому они пытались найти ее где-то ещё. Само по себе такое стремление свидетельствует о непонимании сути христианства, которое никогда не было учением для избранных или какой-то специфической духовной практикой, христианство — это вера в то, что написал апостол Павел в Коринф, то есть вера в Христово Воскресение и, как следствие, вера во Иисуса из Назарета как Сына Божия. Такая вера проста, но эта простота имеет отношение лишь к интеллектуальному наполнению веры, вслед за видимой внешней простотой принятая сердцем весть о Христовом Воскресении приводит человека к познанию смысла и цели собственной жизни, к духовному перерождению, что в свою очередь приближает человека к богоподобию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 192 зач., XI, 5-21.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая тем или иным образом, верующие люди призваны ориентироваться на евангельские заповеди. Но всегда ли знания заповедей достаточно? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 11-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
17 Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
Чтение из послания апостола Павла к коринфянам, которое мы сейчас услышали, может показаться запутанным и сложным для понимания, что отчасти верно. Причина в том, что оно является отрывком большой речи апостола Павла, в которой он объясняется с некоторыми членами коринфской общины по поводу своего поведения. Обстоятельства этого дела настолько далеки от нас, что, кажется, не могут быть для нас ни важны, ни даже интересны, что, однако, на самом деле не верно. Действительно, в каких-то деталях и подробностях речь, которую мы услышали может заинтересовать лишь специалистов, исследующих библейские тексты, но в своей главной мысли, в своей интенции, она оказывается важна для каждого из нас.
О чём говорит апостол? Он отказывался от помощи коринфян, чтобы никто из них не подумал, что он делает это ради прибыли. При этом он же спокойно получал поддержку от учеников из Македонии. Первым он старался не быть в тягость, в то время как вторые терпели издержки. Выглядит это, мягко говоря, странно. Впрочем, только на первый взгляд. Сам Павел дальше объясняет, что не хотел давать повода к возмущению тем, кто такой повод искал. Иными словами, в общине Коринфа были люди, настроенные к апостолу враждебно. Чтобы не провоцировать их подозрений и не нарушить и без того сложных взаимоотношений, Павел отказывался от любой их помощи. В то же время, братия из Македонии были простыми и искренними, ни в чём не подозревающими его людьми, поэтому их помощь он принимал спокойно.
В Ветхом Завете была заповедь о том, что трудящийся достоин пропитания, но в разных условиях апостол применял её по-разному. И мы должны поступать так всегда. Заповеди — это неизменные ориентиры в нашей нравственной жизни, но ландшафт нашей жизни разный, и, как говорилось в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», (здесь прямой путь — не самый короткий. Поэтому важно не просто применять евангельские заповеди, но думать о том, как не изменяя им, сделать так, чтобы все получили пользу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Еда и средства гигиены для Церковного штаба помощи беженцам
Когда Ирина и Руслан вместе с маленькой дочкой покидали Суджу — город в Курской области — из окна своей машины видели, как родные места охвачены огнём и всё, что им было дорого — тает на глазах.
Сами они едва успели спастись. В ночь на 6 августа супругов разбудили выстрелы и взрывы. Когда всё вокруг на мгновенье стихло, они быстро выбежали из дома, сели в машину и отправились в Москву. С собой у семьи не было ничего — ни еды, ни денег, ни запасной одежды. За помощью Ирина и Руслан обратились в московский Церковный штаб помощи беженцам. В столице им предоставили жильё, вещи первой необходимости и продукты.
Московский Церковный штаб ежедневно принимает десятки людей — из Курской области и других регионов России, передаёт им всё нужное для жизни. Кроме этого, люди получают здесь медицинскую, духовную, социальную и юридическую помощь.
Сегодня Церковному штабу очень важна поддержка. Необходимы продукты и средства гигиены, которые активно раздают нуждающимся.
Фонд «Мои друзья» уже не раз поддерживал Церковный штаб помощи беженцам. И сейчас вновь пришёл на выручку. В ближайшее время он закупит и передаст туда еду и средства первой необходимости для пострадавших людей. Если вы готовы поучаствовать в добром деле, переходите на сайт фонда: моидрузья.орг и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николо-Угрешский монастырь. История обители
Николо-Угрешский монастырь расположен неподалеку от Москвы в городе Дзержинске. Место это связано с чудесным событием и великой победой. На пути на Куликово Поле святому благоверному Великому Князю Дмитрию Донскому явилась икона Святителя Николая Чудотворца, стоящая на древе.
Монастырь был основан Князем Дмитрием после возвращения с поля битвы, и из века в век он почитался русскими Государями. Здесь был возведен Никольский Собор, а в XIX веке был создан архитектурный ансамбль, о котором можно сказать, что это была настоящая Лавра. Строителем монастыря являлся Игумен обители, прославленный в наши дни в лике святых, преподобный Пимен Угрешский. Рака с мощами святого встретит вас в величественном Спасо-Преображенском Соборе, возрожденном в наши дни в несказанной красоте, а в Успенском храме вы попадете в предел, где находится множество частиц мощей святых угодников Божиих, собранных в этом месте со всего мира. Есть здесь и часовня над местом, где явилась чудотворная икона Святителя Николая Архиепископа Мирликийского, и воссозданный Никольский Собор, где вы увидите потрясающей красоты фрески.
Возрождением монастыря мы обязаны братии обители, во главе с, почившим в 2023-году, митрополитом Оренбургским и Саракташским Вениамином Зарицким, похороненным в нижнем пределе Никольского Собора, освященном в честь Собора Угрешских святых.
Фотографии предоставлены Николо-Угрешским монастырем.
Все выпуски программы Места и люди