
1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Основная миссионерская задача Церкви состоит в проповеди Евангелия. Но когда мы таким образом определяем нашу задачу, то бываем превратно поняты, ведь под словом «Евангелие» люди привыкли подразумевать те книги, которые в своём заглавии имеют это слово. Тогда как само понятие «Евангелия» значительно шире, оно в себя включает не только книги, но и основную мысль этих книг, то есть рассказ о Христовом Воскресении, и рассказ этот может быть выражен бесконечном числом способов, каждый из которых по праву может называться «Евангелием», или, иначе — «Благой вестью» о Христовом Воскресении. Именно так — как «Евангелие» — определял свою проповедь и апостол Павел. Об этом он написал в 15-й главе Первого послания к Коринфянам, отрывок из которого сегодня читается в храмах во время воскресной литургии.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Апостол Павел счёл необходимым напомнить христианам Коринфа то Евангелие, которое он им благовествовал ранее, и которое они, по его словам, приняли и в котором утвердились, которым они спасаются. И далее, как мы слышали, апостол напоминает основные положения своей прежней евангельской проповеди. Тот текст, который Павел назвал «Евангелием», чрезвычайно краток, в русском переводе он передан всего лишь одним предложением, этот текст содержит всю суть христианской веры и упования. Если же «очистить» Евангелие апостола Павла от вводных слов и от послесловия, и вычленить из него содержательную часть, то останется всего лишь несколько фраз, которые легко запомнить даже тому, кто не имеет особой способности запоминания текстов. Вот эти фразы: «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати» (1Кор.15:3—5).
Простота этих апостольских слов неслучайна. Павел, как и все другие апостолы, обращался к максимально широкой аудитории, и ему было нужно, чтобы его поняли все, и учёные, и простецы, те, кто знаком с библейской историей, и те, кто о ней ничего никогда не слышал. Павел хотел, чтобы суть евангельского благовестия ни от кого не ускользнула, чтобы никто не мог сослаться на то, что ему непонятны прозвучавшие слова. Если же человек имел способность к более глубокому познанию, то он мог погрузиться в детальное исследование апостольских посланий, а также литературы Ветхого Завета.
Впрочем, были в истории Церкви и те, кого смущала простота евангельского благовестия. Этим людям казалось, что в общедоступной простоте не может быть заключена полнота истины, а потому они пытались найти ее где-то ещё. Само по себе такое стремление свидетельствует о непонимании сути христианства, которое никогда не было учением для избранных или какой-то специфической духовной практикой, христианство — это вера в то, что написал апостол Павел в Коринф, то есть вера в Христово Воскресение и, как следствие, вера во Иисуса из Назарета как Сына Божия. Такая вера проста, но эта простота имеет отношение лишь к интеллектуальному наполнению веры, вслед за видимой внешней простотой принятая сердцем весть о Христовом Воскресении приводит человека к познанию смысла и цели собственной жизни, к духовному перерождению, что в свою очередь приближает человека к богоподобию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема