
Все люди — хорошие. Плохих не бывает. В этом твёрдо убеждена Анастасия Коваленкова — художница и писатель, автор прозы для детей и взрослых. Одну из своих книг Анастасия так и назвала: «Хорошие люди».
У произведения есть подзаголовок — «Повествование в портретах». Портреты эти, по словам автора, сложились из многих лиц и судеб. В каждом из них — образы тех людей, у которых писательница, как сама она говорит, с детства училась трудиться и радоваться жизни, смиряться, прощать и любить. Герои книги — обитатели российской деревни. Простые, открытые, добрые. Например, одна из них — Наталья Никаноровна, пожилая женщина. О поворотах её непростой судьбы мы узнаём из главы, которая называется «Ласточка». Героиня поделится с нами историей своей жизни. Расскажет о том, как приходила когда-то в разрушенную сельскую церковь, чтобы побыть наедине с Богом: «Встанешь посерёдке, небо над тобой, ласточки вьются. Стоишь и говоришь, что на душе».
Некоторые типажи, которые встретятся нам на страницах книги Анастасии Коваленковой «Хорошие люди», словно перекочевали туда из рассказов Василия Шукшина или Валентина Распутина. Например, деревенский парень по имени Анатолий из рассказа «Толя ещё будет». Смысл существования Толи — помогать людям. А о жизни он размышляет просто, но в этой простоте — гениально и метафорично. «Люди, — говорит Толя, — они как механизм часовой. В часах сколько шестерёночек, все вращаются, одна другую трогает, цепляет. А разомкни в одном месте —всё встанет. Так и мы. Живём, пока общее есть, пока касается оно нас, и мы касаемся друг друга».
Даже если Анастасия Коваленкова, создавая свою книгу «Хорошие люди», и ориентировалась на деревенскую прозу прошлых лет, её собственное произведение всё же осталось самобытным во всех отношениях. И прежде всего, поражает в нём лёгкий, плавный, спокойный и в то же время яркий и насыщенный язык повествования, не лишённый при этом доброго юмора. Необычна и композиция текста. Сама писательница в предисловии удачно сравнила её с ниткой бус, в которой главы с портретами героев перемежаются с интерлюдиями — небольшими зарисовками о самых разных вещах и понятиях, среди которых живут персонажи — «Песня», «Простор», «Берёза», «Дороги», «Простота». Благодаря такому любопытному и оригинальному приёму текст, по сути представляющий собой отдельные новеллы, получился взаимосвязанным и воспринимается как единое целое.
И герои книги, действительно, кажутся хорошими людьми. Даже семья Копейкиных — любителей стащить всё, что плохо лежит, и однажды умудрившихся стянуть сервиз с дачи балерины Майи Плисецкой. О том, почему даже они — хорошие люди, мы поймём, прочитав замечательное «Повествование в портретах» Анастасии Коваленковой.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Свято-Елисаветинский женский монастырь на Калининградской земле
В программе рассказывается о монастыре, который находится на самых западных рубежах России. Эта обитель была построена неподалёку от города Черняховска с нуля, трудами и молитвами настоятельницы обители Игумении Елисаветы (Кольцовой), сестер и их единомышленников. В монастыре построено 3 храма, в которых созданы уникальные интерьеры, например, здесь созданы иконы из янтаря и иконостасы из карельской берёзы. Есть в обители и свой чудотворный образ Божией Матери Приезерная «Яко мы с Тобою». В монастыре есть прекрасный музей, посвящённый покровительнице обители Святой Преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне и Царственным Страстотерпцам, а также, художественная галерея, где выставлены картины Матушки Игумении Елисаветы, настоятельницы монастыря, и её книги. Есть в обители и святые источники, и необыкновенный парк птиц.


Свято-Елисаветинский женский монастырь

женского монастыря








с сестрами монастыря

Игуменья Елисавета Кольцова

Игуменьи Елисаветы Кольцовой



Фотографии предоставлены Свято-Елисаветинским женским монастырём.
Все выпуски программы Места и люди
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.