2 Кор., 182 зач., VI, 11-16.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Всякий человек, который имеет какие-либо убеждения, однажды оказывается в ситуации выбора: остаться твёрдым и непреклонным в своей позиции или же ради материальной или эмоциональной выгоды пойти на компромисс. Бывают такие сложные ситуации, что человек оказывается совершенно дезориентирован и не знает, как поступить. Важные размышления по этому поводу можно найти в отрывке из 6-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие, говорю, как детям, распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Один из ключевых призывов, которые Господь адресует Своему народу в Священном Писании, звучит так: «Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». Слово «святой» в еврейском языке означает отделённый. Отделённый от всего нечистого и скверного. Поэтому «освящаться» означает отделяться. Именно этот ветхозаветный призыв апостол Павел повторяет в только что прозвучавшем отрывке. Но обращён он уже не к Израилю, а к христианам города Коринф. И это было как нельзя более уместно. Коринф был портовым городом, который имел дурную репутацию из-за распущенности нравов. Даже само его имя породило в греческом языке слова, которые ассоциировались с распущенностью. Так глагол korinfiazome можно перевести как распущенность, а слова korinfiakori и korinfiastis как блудница и сутенёр. Безусловно, эти нравы имели огромное влияние на местных христиан. На работе, в общественной жизни, в собственных семьях они продолжали контактировать с язычниками, представления которых о том, что такое хорошо и что такое плохо, очень отличались от Евангельских. И, очевидно, что, боясь потерять ремесло, стать аутсайдером в социуме, испортить отношения с родными, многие представители коринфской общины шли на компромисс со своей совестью. Они могли выполнять предосудительную с точки зрения христианской морали работу, например, если человек был каменщиком, он мог участвовать в строительстве языческого храма, если портным, в пошиве одежды для языческих жрецов. Христиане Коринфа могли принимать участие в общегородских праздниках и других мероприятиях, посвящённых богам; в своей семье могли вовлекаться в различные интриги, сплетни, похоть, вражду и другие духовно нездоровые взаимоотношения. Всё это становилось обыденным, привычным укладом жизни для коринфских христиан, и они не видели, что по уши погрязли в телесной и душевной нечистоте, которая омрачала источник внутреннего света, дарованного им Христом.
Поэтому апостол Павел и делает такой акцент на отделении. Нельзя жить по принципу «и нашим, и вашим». Нельзя водить дружбу с Богом и заискивать перед миром. Вся священная история рассказывает нам об отделении, которое предшествует чистоте и святости: Авраам вышел из того города, где провёл всю свою жизнь, Лот вышел из Содома и Гоморры, евреи вышли из Египта. Как бы это ни было тяжело признать, но христианин не может оставаться христианином и при этом исполнять некоторую работу, участвовать в ряде мероприятий и общаться полноценно с определёнными людьми.
Человек, который это осознал и понял, что необходимо как-то менять ситуацию, неизбежно будет испытывать страх. Ему будет казаться, что, если он откажется от сомнительной с точки зрения нравственности профессии, разорвёт отягощающие его общественные связи, чётко определит свои приоритеты перед домашними, он неизбежно потеряет. Останется дыркой от бублика. И поэтому апостол Павел подбодряет нас, чтобы мы не поддавались подобным страхам. Если мы рискнём и отрежем всё то, что тяготит нашу совесть, ради Христа, если мы перестанем вовлекаться в те отношения, которые подтачивали на протяжение долгих лет нашу жизнь, ради свободы в Боге, Господь восполнит эту пустоту. Он даст нам именно то, что мы искали прежде в окружающих, вступая ради этого в сомнительные отношения, и не могли найти. Полнота будет жить в нашем сердце, которое, по словам апостола Павла, перестанет быть тесным, оно расширится. Бог даст нам целостность, ясность, тепло и любовь, которые преобразят всю нашу деятельность, и которыми мы, сохраняя свою духовную свободу, сможем щедро делиться с теми, кто нас окружает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.