Неподалёку от Пскова, в деревне Камно, у старинного храма великомученика Георгия Победоносца, лежат истёртые временем могильные плиты захоронений семейства Яхонтовых, чьё имение когда-то здесь было. Среди чудом уцелевших надгробий — плита с именем поэта-демократа и стихотворца «некрасовской школы» — Александра Яхонтова. Этот несправедливо забытый на долгое время литератор прожил на свете ровно 70 лет, отойдя к Господу в 1890-м.
Александр Николаевич Яхонтов был интереснее и шире рамок пресловутого «народничества», хотя и соответствовал ему: издавна печатался в «Отечественных записках» Некрасова и Салтыкова-Щедрина, от изящных переводов и философских зарисовок природы всё чаще переходил к сатире и стихам на общественные темы, горел идеей «народного просвещения» (и многого добился на этой ниве).
В поздние свои годы он темпераментно вещал, обращаясь к пииту-современнику:
...Свободное могущественно слово,
Когда гремит, как сталь закалено,
Негодованьем праведным оно
И до конца служить добру готово.
Забудь, поэт, пленительные сны,
Со злом борись громами обличенья...
О, горькие судьбой тебе даны
Источники святого вдохновенья!
Будь светочем среди широкой тьмы,
Будь ангелом с мечом огнепалящим,
Как Божий гнев, победно пепелящим
Зло смрадное общественной чумы!
Александр Яхонтов, из стихотворения «Современному поэту», 1878-й год
Александр Николаевич был прирождённым просветителем.
Он оказался, например, предшественником Корнея Чуковского, пересказавшего в советские годы «Робинзона Крузо»; до начала XX века «народный» яхонтовский пересказ книги Даниэля Дефо издавался не один раз десятками тысяч экземпляров.
Вспомню ещё труд Яхонтова «Народная война 1812 года». По одному экземпляру первого издания книги её автор (и, кстати, дальний родственник Михаила Кутузова) передал во все школы Псковского уезда, в котором прослужил полвека: от директора местной гимназии до предводителя дворянства. Книга об Отечественной войне переиздавалась до юбилейного 1912 года много раз.
А сборник собственных стихов Яхонтова был издан только в 1844-м.
Интересно, что однажды пятилетний мальчик (и будущий лицеист) Сашенька Яхонтов был представлен соседу по псковской земле — Александру Пушкину, и прочитал ему наизусть его же стихотворные строки. Предание повествует, что на вопрос Пушкина, кем он хочет стать, ребёнок радостно ответил: поэтом.
...Я закончу программу молитвенным стихотворением её сегодняшнего героя, добавив к сказанному, что в 2011 году, увы, покойная ныне профессор Псковского университета и блистательный филолог Наталья Леонидовна Вершинина выпустила книгу «„Безупречный рыцарь“ нового времени Александр Николаевич Яхонтов».
А за десять лет до того псковские кузнецы Андрей Мосин и Вячеслав Кольцов выковали крест, который был освящён и установлен на могиле совестливого поэта-просветителя, раба Божьего Александра...
Предел земных волнений не далёк...
Прости меня, Творец любвеобильный,
Что долг святой — труд жизни непосильный —
Безропотно я совершить не мог;
Что верой в жизнь и светочем науки
Не озарил я жизни и труда,
Что скорбь души, сомнения и муки
Не принесли могучего плода;
Что Твоего Божественного дара
Я не сумел взлелеять семена,
Что искра в сердце тлеющего жара
Тщетой была во мне заглушена!
Не дай скорбеть о роковой утрате
Сил юности — невозвратимых сил, —
Дай мир душе на жизненном закате,
Дай веру мне, что я не тщетно жил!
Александр Яхонтов, «Молитва», 1880-й год
Все выпуски программы Рифмы жизни
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова