
Признаюсь вам: я не очень-то верю в присловье о том, что на детях талантливых людей природа, мол, отдыхает. Мои наблюдения говорят об обратном: дети художников отлично рисуют, отпрыски музыкантов сочиняют музыку, потомки литераторов пишут стихи и прозу. Вот и сегодняшняя гостья наших «Рифм жизни» — Екатерина Сопровская-Полетаева (на её книге и афишах обычно прописана только летучая фамилия мамы), вослед своим родителям-стихотворцам, — покойному Александру Сопровскому и здравствующей Татьяне Полетаевой, — творит нежный и строгий художественный мир, полный красок, чувств и чудес.
Передо мною — Катина поэтическая книжка 2016 года, все даты под стихами, если они встречаются, отмечены новым веком, в который поэтесса вошла, судя по дате рождения, совершеннолетним художником. Перелистывая страницы сборника Екатерины Полетаевой «Клетчатый день», где почти все тексты исполнены в технике верлибра (иногда с угадываемой рифмой), я замечаю, что часть графики (в книге есть и рисунки) — выполнена автором. Живописное настроение благодатно присутствует и во многих её элегантных стихотворных этюдах:
Плавание — это почти что пение.
Ритмическое дыхание.
И любимый цвет — голубой.
Когда я возвращаюсь домой
Мимо парка рогатых троллейбусов,
Отражения блестят, тротуары мокрые,
Темнеют заброшенные строения.
Я иду по бордюрам под окнами,
Я иду вдоль забора, под фонарём, под луной,
Я иду под дождём-наводнением,
Как будто по сказке про город живой
Или по стихотворению.
Екатерина Полетаева, «Плавание — это почти что пение...», 14 февраля, 10 октября 2008 года. Из книги «Клетчатый день».
Наверное, вы заметили сейчас, что это маленькое стихотворение писалось на протяжении долгого времени: зародилось февральским днём, а окрепло и вызрело — октябрьским, спустя более полугода. Интересно.
Всматриваюсь в архивную публикацию стихотворений отца Кати, одного из основателей неформальной поэтической группы «Московское время» Александра Сопровского. Вослед его антологической подборке в замечательном журнале «Плавучий мост» — вижу и короткую справку о дочери-публикаторе:
«Екатерина Александровна Полетаева родилась в Москве. Закончила филологический факультет МГУ. Работала в школе, в интернет-лаборатории, научным сотрудником Дома-музея Марины Цветаевой. Пишет стихи и песни».
...Среди этих песен и стихов есть мудрый поминальный этюд об отчиме Кати, московском поэте Викторе Чубарове. Что ж, младшие, как говорится, берут всё на себя: Екатерина Полетаева и здесь не раз оказывалась благодарным публикатором (добавлю, что стихи и Александра Сопровского и Виктора Чубарова звучат в наших «Рифмах жизни»).
Памяти Виктора Чубарова
Сияет дерево, шлифованное лично
Поэтом, сборщиком бутылок
И парадоксов. Он мне говорил когда-то,
Что мы живём — какой там жизнью!
Чего за жизнь такая мы уже забыли.
Но, может быть, за эту жизнь всего-то
Случится два-три раза, когда всё,
Зачем дышал, трудился и боролся —
Вдруг пригодилось. Вот в единоборствах:
Тренировался, бился ежедневно.
Сначала ничего не получалось,
И было очень стыдно и нелепо.
А вдруг однажды в тёмном переулке
Спасаешь чью-то жизнь, пинаешь негодяя,
Продемонстрировав приёмы с блеском
Пришедшего с годами мастерства.
Поэта нет, стихи лежат в архиве,
А дерево сияет в нашем доме,
И он теперь похож на очень старый
Наш деревянный и живущий дом.
Екатерина Полетаева, «Памяти Виктора Чубарова». 2011-й год, окончено 18 января 2012-го. Из книги «Клетчатый день».
Все выпуски программы Рифмы жизни
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема