Признаюсь вам: я не очень-то верю в присловье о том, что на детях талантливых людей природа, мол, отдыхает. Мои наблюдения говорят об обратном: дети художников отлично рисуют, отпрыски музыкантов сочиняют музыку, потомки литераторов пишут стихи и прозу. Вот и сегодняшняя гостья наших «Рифм жизни» — Екатерина Сопровская-Полетаева (на её книге и афишах обычно прописана только летучая фамилия мамы), вослед своим родителям-стихотворцам, — покойному Александру Сопровскому и здравствующей Татьяне Полетаевой, — творит нежный и строгий художественный мир, полный красок, чувств и чудес.
Передо мною — Катина поэтическая книжка 2016 года, все даты под стихами, если они встречаются, отмечены новым веком, в который поэтесса вошла, судя по дате рождения, совершеннолетним художником. Перелистывая страницы сборника Екатерины Полетаевой «Клетчатый день», где почти все тексты исполнены в технике верлибра (иногда с угадываемой рифмой), я замечаю, что часть графики (в книге есть и рисунки) — выполнена автором. Живописное настроение благодатно присутствует и во многих её элегантных стихотворных этюдах:
Плавание — это почти что пение.
Ритмическое дыхание.
И любимый цвет — голубой.
Когда я возвращаюсь домой
Мимо парка рогатых троллейбусов,
Отражения блестят, тротуары мокрые,
Темнеют заброшенные строения.
Я иду по бордюрам под окнами,
Я иду вдоль забора, под фонарём, под луной,
Я иду под дождём-наводнением,
Как будто по сказке про город живой
Или по стихотворению.
Екатерина Полетаева, «Плавание — это почти что пение...», 14 февраля, 10 октября 2008 года. Из книги «Клетчатый день».
Наверное, вы заметили сейчас, что это маленькое стихотворение писалось на протяжении долгого времени: зародилось февральским днём, а окрепло и вызрело — октябрьским, спустя более полугода. Интересно.
Всматриваюсь в архивную публикацию стихотворений отца Кати, одного из основателей неформальной поэтической группы «Московское время» Александра Сопровского. Вослед его антологической подборке в замечательном журнале «Плавучий мост» — вижу и короткую справку о дочери-публикаторе:
«Екатерина Александровна Полетаева родилась в Москве. Закончила филологический факультет МГУ. Работала в школе, в интернет-лаборатории, научным сотрудником Дома-музея Марины Цветаевой. Пишет стихи и песни».
...Среди этих песен и стихов есть мудрый поминальный этюд об отчиме Кати, московском поэте Викторе Чубарове. Что ж, младшие, как говорится, берут всё на себя: Екатерина Полетаева и здесь не раз оказывалась благодарным публикатором (добавлю, что стихи и Александра Сопровского и Виктора Чубарова звучат в наших «Рифмах жизни»).
Памяти Виктора Чубарова
Сияет дерево, шлифованное лично
Поэтом, сборщиком бутылок
И парадоксов. Он мне говорил когда-то,
Что мы живём — какой там жизнью!
Чего за жизнь такая мы уже забыли.
Но, может быть, за эту жизнь всего-то
Случится два-три раза, когда всё,
Зачем дышал, трудился и боролся —
Вдруг пригодилось. Вот в единоборствах:
Тренировался, бился ежедневно.
Сначала ничего не получалось,
И было очень стыдно и нелепо.
А вдруг однажды в тёмном переулке
Спасаешь чью-то жизнь, пинаешь негодяя,
Продемонстрировав приёмы с блеском
Пришедшего с годами мастерства.
Поэта нет, стихи лежат в архиве,
А дерево сияет в нашем доме,
И он теперь похож на очень старый
Наш деревянный и живущий дом.
Екатерина Полетаева, «Памяти Виктора Чубарова». 2011-й год, окончено 18 января 2012-го. Из книги «Клетчатый день».
Все выпуски программы Рифмы жизни
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







