Все выпуски программы ПроСтранствия
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 273 зач., V, 14-23.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Обещанное Христом второе пришествие должно состояться при кончине мира. Но когда именно они (и пришествие, и конец мира) произойдут, нам неизвестно. Господь пожелал утаить сроки жизни привычной нам реальности. Однако неоднократно люди пытались вычислить, когда же снова придёт Христос. А потом впадали в панику из-за собственных фантазий. О чём-то подобном пишет апостол Павел в первом послании к христианам Фессалоник. Отрывок из 5-й главы этого произведения звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 5.
14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16 Всегда радуйтесь.
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте.
21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
22 Удерживайтесь от всякого рода зла.
23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Апостол Павел прибыл в древний город Фессалоники, расположенный на севере Греции, в 51 году. Здесь он оказался, по правде говоря, не по собственной воле. Павла за его горячую проповедь выгнали из соседнего полиса — города Филиппы — ставшего первым европейским поселением, где прозвучало слово о Христе. Апостол и в Филиппах, и в Фессалониках сначала пытался проповедовать местной иудейской диаспоре. Но безрезультатно. Зато с большой радостью весть о Спасителе приняли язычники. Они стали массово принимать крещение. В результате, и в Филиппах, и в Фессалониках появились большие христианские общины.
У каждой из основанной Павлом церквей впоследствии появлялись какие-то трудности. Что в общем-то для нашего несовершенного мира нормально. Но с одними вещами ещё как-то можно мириться, а вот другие — лучше пресекать. В случае с Фессалониками проблемой, потребовавшей вмешательства и создания обширного послания, стала самая настоящая истерия вокруг темы Второго пришествия. Христиане-фессалоникийцы неправильно поняли слова апостола Павла о кончине мира, Страшном суде. Почему-то им стало казаться, что эти события должны состояться со дня на день.
Некоторые из местных христиан, ожидая скорого завершения истории мира, бросили работать, оставили семьи, полностью отказались от исполнения возложенных на них обязанностей. Находясь в паническом состоянии, эти люди считали, что если Второе пришествие состоится уже вот-вот, то обычная жизнь не имеет уже никакого смысла.
Апостол Павел поспешил привести экзальтированных фессалоникийцев в чувство, призвав их вернуться и в семьи, и на работу. Святой обоснованно утверждал, что о дне и часе Второго пришествия известно лишь одному Богу. О Страшном суде, конечно, забывать не стоит, но и панике поддаваться не нужно. Да и вообще — какой смысл изводить себя мыслями о глобальном конце света, если ты собственной смерти избежать всё равно не сможешь? Личный конец света для тебя всё равно наступит.
Апостол подчёркивает ещё одну важную мысль. Второе пришествие Христа и следующий за ним Страшный суд — грандиозные события, но христиане призваны ждать их не в состоянии уныния или страха, но в спокойствии, молитве и радости. Ведь тот, кто живёт в согласии с Богом и собственной совестью, может конца света не бояться. Встреча с пришедшим вновь Христом будет величайшим счастьем, а не осуждением или пыткой. Аргументы апостола Павла вразумили христиан Фессалоник, да и нам могут принести пользу.
В наши дни тоже много и с каким-то нездоровым упорством говорят о конце света. Но мы не должны поддаваться экзальтированной религиозности, бросать всё, поддавшись влиянию ложных проповедников. Настоящий ученик Христа умеет помнить о жизни будущего века, но не пренебрегать любовью к людям. Ведь именно те, кто сумел явить милосердие и милость к иному человеку, и окажется, по слову Спасителя, достойным войти в Царство Божие, тогда, когда состоится Второе пришествие. О том и стоит, прежде всего, помнить, не отвлекаясь на сомнительные знаки и ложные пророчества.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы новомучеников в современной литературе». Екатерина Каликинская
А в восемь вечера у нас в студии директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского, писатель, журналист Екатерина Каликинская.
Разговор пойдет об образах святых новомучеников в современной художественной литературе, какими предстают реально существовавшие люди и как в произведениях отражается их святость и подвиг.
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот».
Четвертая беседа с Ириной Мелентьевой была посвящена образам святости в произведениях Н.С. Лескова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Годовщина снятия блокады Ленинграда;
— Память о боли и болевых точках в истории;
— XXХIII Международные Рождественские образовательные чтения — итоги;
— Представления о религии в разные времена;
— Годовщина интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер