
Модест Петрович Мусоргский
Изображение: https://clck.ru/35Euua
В Кареве, псковском имении дворян Мусоргских, был большой приём. Со всей округи съехались гости. Хозяйка дома, Юлия Ивановна, заметно волновалась. На то была веская причина. Впервые перед публикой предстояло выступить её семилетнему сыну Модесту. Модинька — так ласково звали мальчика дома — был очень способным ребёнком. Юлия Ивановна сама обучала его игре на фортепиано. Музыкальная наука давалась маленькому Модесту на удивление легко. Впрочем, мать уже с первых дней жизни сына замечала, что он по-особенному реагирует на музыку. Когда Юлия Ивановна пела Модиньке колыбельные, мальчик вместо того, чтобы засыпать, ещё шире открывал глазки, улыбался, и радостно гулил. Казалось, это было совсем недавно. И вот уже Модест, серьёзный и сосредоточенный, сидел за роялем перед гостями в парадной зале. И неизвестно, кто больше переживал по поводу предстоящего выступления: сам Модинька, или Юлия Ивановна. Руки мальчика коснулись клавиш, и полилась музыка. Модест играл сонату Ференца Листа. С чувством, без единой ошибки — трудно было поверить, что юному пианисту всего-то семь лет от роду! Зрители аплодировали. А Юлия Ивановна украдкой утирала слёзы радости за сына.
Это был первый триумф великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Автор знаменитых опер «Хованщина» и «Борис Годунов» не раз в своей жизни говорил, что талантом и вдохновением обязан матери. Юлия Ивановна была для него примером во всём. Добрая, кроткая, сострадательная. «Святая женщина», — так говорил он о матери в письмах к своему другу и учителю, композитору Милию Балакиреву. Юлия Ивановна потеряла двоих детей — они умерли во младенчестве. Третий ребёнок родился таким слабым, что врачи заявили: долго не проживёт. Поэтому, когда в марте 1839-го на свет появился Модинька — здоровый, крепкий малыш — Юлия Ивановна все свои надежды на будущее вложила в него. В мечтах Модест представлялся ей прославленным полководцем. Мать всерьёз задумывалась о военной карьере для сына. Вместе с тем с самых ранних лет она начала прививать ребёнку любовь к искусству. Уже в три года Модинька сел за рояль. Маленькими пальчиками он перебирал клавиши. А Юлия Ивановна сидела рядом и терпеливо объясняла, что такое ноты и как звучит каждая из них. Когда Модест подрос, они вместе с матерью стали посещать театры и концерты. А после, дома, обсуждали увиденное и услышанное. Всё это вдохновляло мальчика, и вскоре он сам начал сочинять небольшие музыкальные произведения. На тринадцатилетие Юлия Ивановна сделала сыну подарок — издала его первые композиторские опыты.
Неудивительно, что, поступив по желанию матери в Школу гвардейских прапорщиков, Модест не слишком интересовался военной наукой. Музыка занимала все его мысли. Юлия Ивановна видела это, и не стала чинить сыну препятствий, когда он решил оставить военную карьеру. Наоборот — помогла приобрести хороший инструмент, наняла лучших преподавателей. Она искренне верила в талант сына и благословила его на путь в искусстве.
Горячо любимой матери Мусоргский посвятил свои самые проникновенные произведения. Например, полную светлой грусти пьесу для фортепиано, которую назвал «Из воспоминаний детства». Другое своё сочинение — композицию «Молитва» на стихи Лермонтова, Модест Петрович тоже написал в память о любимой матушке. «Посвящается Юлии Ивановне Мусоргской», — было напечатано на нотном листе.
Композитор любил свою мать благоговейно, свидетельствовали близкие друзья Мусоргского. «Родная, чистая душа», — говорил он о ней. И в такие минуты глаза его всегда светились счастьем.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема