
У святителя Тихона Задонского есть замечательные слова: «Блажен человек, которому защита — Бог! Вот истинное счастье, которого ни огонь, ни вода, ни тюрьма, ни ссылка, ни плен, ни хитрость, ни злоба человеческая, ни смерть отнять не может». Православный святой, по сути, даёт очень простой и ясный ответ на один из вечных вопросов человечества. Во все времена философы, писатели, поэты мучительно искали формулу счастья. А она, между тем, давно уже была открыта — в Евангелии. Христианские святые и подвижники точно знали, как стать счастливыми. Последовать их мудрым советам приглашает нас Елена Носкова — автор-составитель сборника «Верь и не грусти! Проверенные рецепты счастья».
В книге нас ждут жизнеутверждающие, светлые, позитивные и добрые наставления на все случаи жизни: проповеди и поучения отцов Церкви, притчи, стихи, непридуманные рассказы. О принципах жизни, следуя которым мы сможем достичь покоя и душевного равновесия, нам расскажут святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин, преподобный Паисий Святогорец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архиепископ Иоанн (Шаховской) и многие другие праведники и подвижники, чей духовный авторитет несомненен.
Вот, к примеру, что говорит о счастье святитель Феофан Затворник. Он пишет: «Счастьем привыкли называть нечто внешнее... Но оно не во вне, а в нас, в состоянии духа». Эту мысль продолжает преподобный Порфирий Кавсокаливит. Почти всю свою жизнь известный афонский старец тяжело болел. Но никогда при этом не унывал. Как-то раз одна женщина спросила его, почему он радуется, ведь его здоровье серьезно ухудшилось. Старец Порфирий отвечал ей: «Я болен, но я счастлив. Читай Священное Писание, ходи в церковь, причащайся Святых Тайн, — одним словом будь доброй христианкой. Тогда и ты найдешь то счастье, которое ищешь. Когда немного приблизишься ко Христу, обретешь радость в своей жизни».
Ещё одним проверенным рецептом счастья на страницах книги «Верь и не грусти!» поделится с нами доктор Фёдор Петрович Гааз. Знаменитый благотворитель 19 века, девизом которого стали слова «Спешите делать добро!». Настоящим счастьем он считал жизнь ради других. В письме к своему крестнику Николаю Норшину он писал: «Самый верный путь к счастью — не в желании самому быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Внимать нуждам людей, заботиться о них, помогая советом и делом, — словом, любить их. Добрые дела доставляют радость, вселяют в душу покой и заставляют забыть печали и тревоги».
Пусть после прочтения этой книги одним счастливым человеком на свете станет больше — такое пожелание есть в предисловии от издателей. Сборник с оптимистичным названием «Верь и не грусти!» действительно вдохновляет, дарит надежду и душевные силы, чтобы воплотить проверенные рецепты счастья в жизнь.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема