2 Кор., 169 зач., I, 12-20

Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. С древних времен принято считать, что воспитательный процесс опирается на две вещи — похвалу и наказание. В русском народном сознании понимание этой особенности выразилось в поговорке «кнутом и пряником». Существует и более древняя версия данного высказывания, принадлежащая античному поэту Плавту: «Кажет хлеб одной рукою, камень у него в другой». Об особенностях духовного воспитания повествует отрывок из первой главы второго послания апостола Павла к коринфянам. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,
14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,
16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что́ я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?
18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».
19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было "да«,-
20 ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем "аминь",- в славу Божию, через нас.
Второе послание к коринфянам было написано апостолом Павлом после того, как он узнал о результатах воздействия на христианскую общину Коринфа первого своего послания. Первое письмо, надо сказать, представляло собой суровый, местами даже жесткий текст, в котором апостол очень критично отзывался о своих учениках. Павел с большой болью писал о том, что полтора года он ежедневно проповедовал коринфянам Христа, а они вместо того, чтобы измениться, стать настоящими последователями Евангелия, вновь проявили безнадежную греховность.
Апостол по-настоящему горевал, что коринфяне по сути предали и опозорили и Христа, и его (то есть Павла). Слава Богу, слова святого достигли сердец его читателей. Коринфская Церковь покаялась и пришла в себя. Потому во втором послании к коринфянам апостол уже не ругает, а хвалит их. Павел пишет с воодушевлением о произошедшем изменении, подчеркивая, что не пытается угодить ученикам. Но добрые слова, им написанные, исходят от чистой совести и желания порадоваться вместе с коринфянами.
У Павла имелись все основания выражать мысли именно таким образом. Ведь все полтора года пребывания в Коринфе он проповедовал во славу Божию — ничего не брал от местных жителей, зарабатывая на хлеб собственными руками. Потому коринфяне точно знали, что от них апостолу в материальном смысле ничего не нужно. И Павел является совершенно объективным оценщиком их духовного состояния. Апостол, похвалив читателей, просит их оставить двоемыслие и обрести духовную целостность, которая выражается в том, чтобы сказать твердое «да» учению Христову, следовать ему и в ответ получить от Спасителя «аминь», то есть Его благословение.
Через прозвучавший отрывок из второго послания к Коринфянам Церковь обращается к нам сразу по двум причинам. Первая — обусловлена стремлением напомнить, что искреннее покаяние способно вернуть человеку духовную чистоту и истинную радость жизни. Вторая причина вызвана желанием показать, как важно иметь рядом человека, обладающего здоровым прямодушием. Не хамством или панибратством. А именно прямодушием. Когда кто-то может нам с любовью сказать о нашей неправоте. Не для того, чтобы обидеть, а чтобы помочь вернуться на путь добродетели. Как помог это сделать коринфянам апостол Павел. Потому будем беречь тех, кто не кормит нас пряниками лукавства, а действительно помогает нам идти за правдой Божией, не сбиваясь с этого пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Срочная помощь для тех, кто попал в беду
Не так давно в жизни трёхлетней Алины из Таганрога случилось сразу несколько важных событий — она научилась улыбаться, идти на контакт с людьми и, наконец, заговорила! Для её мамы Ольги это стало настоящим подарком, ведь год назад врачи не давали никакой надежды.
Из-за проблем со здоровьем, Алина отстаёт в развитии. Долгое время она не откликалась на имя, не хотела общаться, играть и отвергала любые попытки её обнять. Ольга понимала, что дочери необходима длительная реабилитация, но денег на дорогостоящее лечение не было. В надежде на помощь она позвонила на горячую линию церковной социальной помощи. «Когда мне сказали, что нам оплатят реабилитацию, у меня от радости перехватило дыхание!» — вспоминает Ольга.
Вскоре Алина отправилась в медицинский центр, где начала заниматься с нейропсихологом, логопедом, дефектологом и другми специалистами. И спустя две недели девочка начала произносить слова, потом впервые улыбнулась, и сама подошла обнять маму.
Первый этап занятий стал огромным прорывом для Алины. Чтобы закрепить результат, лечение важно продолжать. И Ольга вновь рассчитывает на поддержку, ведь собрать всю необходимую сумму она не может.
Для того, чтобы у Горячей линии церковной социальной помощи была возможность оперативно помогать таким детям, как Алина, и всем, кто нуждается в участии, копилка проекта всегда должна быть полной. Поддержите работу Горячей линии Русской Православной Церкви, сделать это можно на платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
У нас в гостях был профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петр Михайлов.
Разговор шел о том, как формировалось христианское богословие, формулировались ответы на спорные вопросы и ереси и как на это повлияла античная философия.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Первая беседа с диаконом Николаем Антоновым была посвящена тому, как античный мир встретился с проповедью христианства (эфир 01.12.2025)
Вторая беседа с Петром Пашковым была посвящена тому, как христианство изменило античное отношение к человеку (эфир 02.12.2025)
Третья беседа с Александром Куприным была посвящена тому, как римское общество и латинская культура приняли христианскую весть (эфир 03.12.2025)
Четвертая беседа с Ольгой Алиевой была посвящена тому, как святые отцы обращались к мыслям дохристианских философов, в частности Платона (эфир 04.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы;
— Вход человека в церковную жизнь;
— Визит Папы Римского Льва XIV в Турцию на совместное с празднование 1700-летия Первого Вселенского (Никейского) собора и встреча с Патриархом Константинопольским Варфоломеем;
— Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны;
Философские клубы и научные дискуссии сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Как формировалось христианское богословие». Петр Михайлов
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Христианские богословы и античные философы». Ольга Алиева
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











