1 Кор., 159 зач., XV, 12-19
Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. На протяжении всей истории существования Православной Церкви в ней появлялись и исчезали самые разные виды служения. Некоторые из них могут современных верующих сильно удивить. Например, копиаты. Они же — гробокопатели. В наши дни такого церковного служения нет. Но в древности ему придавалось особое значение. Почему? Ответ мы сможем получить благодаря отрывку из пятнадцатой главы первого послания апостола Павла к коринфянам. Давайте послушаем этот текст.
Глава 15.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то ка́к некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
В прозвучавшем чтении апостол Павел, обращаясь к своим читателям из Коринфа, призывает их отвергнуть языческие предрассудки относительно смерти. Для античного собрания мёртвые тела и кладбища представляли собой нечто ужасное, скверное. Римские и греческие язычники старались обходить места захоронения стороной. Мертвецов предпочитали поскорее сжигать, чтобы не подцепить от них какое-то проклятье.
Ранние христиане проявляли к покойникам принципиально иное отношение. Обусловлено оно было, прежде всего, верой в смерть и воскресение Иисуса Христа. Христиане не только не боялись мертвых тел, но и оказывали им почтение, погребая в землю. Данное действие имело сильнейшее символическое значение. Умѐрший становился похож на семя, которому суждено какое-то время пробыть в земле, а затем - в день второго пришествия Христова - как бы произрасти, восстать в преображенном виде.
Таким образом, гробокопатели древности выполняли важное с богословской точки зрения служение. Они же, устраивая гробницы мученикам, сооружали таким образом престолы для служения Литургии. Но какое отношение всё перечисленное имеет к нам, людям современной эпохи? Очень даже ощутимое. Мы живем во времена самых разных суеверий - вполне приличные СМИ рассказывают нам о гороскопах, показывают программы, где борются друг с другом различные экстрасенсы и прочие шарлатаны. В результате люди начинают неверно воспринимать тему смерти, теряют важные смыслы, свойственные раннехристианской традиции.
В прозвучавшем чтении из послания к Коринфянам апостол Павел призывает видеть в кончине какого-либо человека не нечто в дурном смысле мистическое, а напоминание о необходимости веры во Христа воскресшего. Спаситель, победив смерть, не монополизировал этот дар. Он пообещал щедро поделиться им со всеми, кто верит в Сына Божьего и надеется стать частью Его Царства.
Да. Смерть пока еще властвует в нашем мире, но чудо воскресения, произошедшее в Гефсиманском саду, наделяет нас упованием на то, что и мы окажемся однажды свободны от плена времени и тления. Апостол Павел прямо пишет о том, что принадлежность к Церкви не может выражаться только через признание этической стороны Евангелия. Необходимо верить в то, что Христос воскрес. Ведь если этого события не произошло, то нет никакого смысла в том, чтобы жить.
Речь не идет о какой-то наивной сентиментальности. Каждый, кто однажды стоял у гроба родного для себя человека, помнит всю ту неестественность, ненормальность, ощущаемую при взгляде на бездыханное тело. Всеми фибрами души ты ощущаешь, что перед тобой опустевшая оболочка. А тот, кого ты любишь, о ком скорбишь, более в ней не находится. И еще понимаешь, что этот человек не исчез полностью, но продолжает жить. Просто иначе. И новая встреча после смертной разлуки обязательно наступит. Потому что Христос победил смерть!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.