
«Мост в Терабитию», кинокомпания Walden Media, режиссёр Габор Чупо.
— Видишь, это всё наше — от гор до океанов.
— А куда нужно смотреть?
— Ты увидишь — только закрой глаза и дай волю своему воображению.
Герои фильма режиссёра Габора Чупо «Мост в Терабитию» - одарённые дети из современной американской провинции, десятилетний мальчик Джесс и его подруга Лесли. Устав от придирок одноклассников и вечной занятости родителей, друзья находят себе тайное убежище – заброшенный домик на лесном дереве. В воображении ребят безлюдный лес становится волшебным королевством под названием Терабития, где оживают сказочные существа из рисунков Джесса.
Фильм снят так, что поначалу сложно понять, где заканчиваются фантазии ребят и начинается реальность. Кажется, ещё чуть-чуть, и герои действительно переместятся в волшебную страну, а картина превратится в зрелищное фэнтези. Но этого не происходит. Добрые и злые существа из детских рисунков так и остаются схематичными и лишёнными дара речи. Никто не предлагает Джессу и Лесли участвовать в эпических битвах и не наделяет их магической силой. Возвращаясь в реальность, Джесс по-прежнему не может дать отпор школьным хулиганам и каждый день сталкивается с неодобрением отца, отдающего всю свою нежность маленькой сестре мальчика.
Но игра в Терабитию для ребят – не просто способ сбежать от суровых будней. В своём убежище подростки, особенно недоверчивый и закомплексованный Джесс, учатся любить, видеть красоту мира и побеждать свои страхи. Мальчик, которого в семье считают ни на что не годным, начинает понемногу ценить свои рисунки и верить в себя. А Лесли, жизнерадостная и храбрая, но оттого не менее одинокая, впервые чувствует себя по-настоящему нужной.
Девочка объявляет себя и друга королём и королевой Терабитии. Но в этих титулах нет желания земной власти. Главное для правителей – освободить жителей Терабитии от зла, от Тёмного властелина, и сделать страну ещё прекраснее. Лесли, выросшая в неверующей семье и даже никогда не читавшая Евангелия, в своём сердце тоскует по раю и мечтает о спасении – для себя и для всех людей. Побывав вместе с Джессом и его семьёй в храме, она живо откликается на красоту церковной службы и на историю земной жизни Христа. Но девочка удивлена, что друзья – Джесс и его сестрёнка Мэй-Бэлль - привыкли воспринимать веру, как нечто тяжёлое и печальное.
— Нужно верить в Библию, Лесли.
— Почему?
— Не будешь верить в Библию — Господь отправит тебя в ад, когда ты умрёшь.
— Да брось, Мэй-Бэлль! Кто это сказал?
— Ведь это правда, Джесс? Господь отправит в ад, если не верить в Библию?
— Конечно.
— Я не думаю, что у Господа есть время на то, чтобы заниматься отправкой людей в ад. Он слишком занят, управляя всем этим!
Слова Лесли звучат резко для верующего человека, но не стоит воспринимать их буквально. Эта открытая девочка с рисунком ангельских крыльев на футболке хочет напомнить друзьям о радости, для которой был создан мир. Таким же ощущением счастья и надежды она пытается наполнить выдуманную Терабитию. Но и волшебная страна не идеальна, ведь вместе с заветными мечтами в ней оживают страхи и обиды ребят. Как и в Евангелии, спасение в фильме происходит через страдание. Однажды отправившись в тайное место одна, Лесли тонет в лесном ручье. В первые дни после её смерти Джесс погружается в глубокое отчаяние. Но постепенно светлая память о Лесли пересиливает боль и жалость к себе. И ради этой памяти он решает отныне жить так, как жила его удивительная подруга – мужественно и открыто, без страха перед трудностями, с любовью к людям и верой в чудеса.
Джесс начинает понимать, что он не одинок в этом мире. Продолжая помнить и любить Лесли, он становится внимательнее к окружающим. Мальчик перестаёт бояться своего сурового отца и принимает горячую любовь и дружбу своей младшей сестры Мэй-Белль. Он берёт малышку с собой в лес и предлагает ей стать принцессой Терабитии. Волшебная страна стала ещё прекраснее. Мрачных образов и опасностей там больше нет. Навстречу ребятам выходят добрые сказочные существа и приветствуют их как своих правителей.
Вышедший на экраны в 2007 году фильм «Мост в Терабитию» - первая полнометражная работа Габора Чупо, до этого снимавшего только мульфильмы. В том же году картина получила премию «Действительно трогательное кино». Некоторые зрители воспринимают фильм просто как хорошую историю о детской дружбе, другие – как гимн силе творческого воображения. Но на самом деле, «Мост в Терабитию» - это мудрая притча о предчувствии рая. О том, что с помощью добрых и чистых мыслей мы уже на земле можем превратить жизнь наших близких в сказку, а потом – попасть в страну, которая прекраснее любой сказки.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 230 зач., V, 20-26.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Наш мир, к сожалению, способен самые возвышенные явления исказить и испортить. За примером далеко ходить не нужно. Достаточно посмотреть, что происходит с браком. Количество по-настоящему крепких брачных союзов становится всё меньше. А тот идеал, который завещан нам Богом и который описан в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Эфесянам, кажется всё труднее достижимым. Впрочем, давайте послушаем, о чём пишет апостол.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
Прозвучавшие строки — это сокращённый вариант более обширного чтения, которое звучит во время таинства брака или венчания. К сожалению, чаще всего из прочитанного собравшиеся на свадебном торжестве запоминают только сурово звучащее окончание: «Жена да убоится своего мужа». И слова эти понимаются тоже, чаще всего, предельно превратно. В духе карикатурно представленного Домостроя. Хотя апостол Павел, конечно, имел в виду вещи, предельно далёкие от какой-либо домашней диктатуры. И сам собой назревает вопрос — а чем руководствуется апостол, когда обращается к христианам Эфеса с просьбой беречь и хранить в чистоте их семейные союзы? Тут, конечно же, необходимо учитывать исторический контекст. Эфес во времена Павла печально славился упадком нравов. В городе имелось капище языческой богини плодородия Артемиды, которая считалась покровительницей всякого рода пороков. Безусловно, христианину жить в окружении таких нравов было делом очень непростым. Но, как показала дальнейшая история, Церковь Эфеса не только выстояла перед лицом различных искушений, но и смогла победить зловещий культ Артемиды. Не какими-то административными способами, так сказать, «сверху», а, наоборот, «снизу» — то есть благодаря стойкой вере местных христиан, сделавших свои семьи настоящими домашними церквами.
Как же у них это получилось? Они следовали завету апостола Павла — тем словам, что мы только что слышали. Павел призывал эфесян рассматривать супружеские отношения не только сквозь призму хозяйства, быта, деторождения, но видеть в них нечто большее. А именно — просил мужей и жён служить друг другу подобно тому, как служат друг другу Христос и основанная Им Церковь. Да. Апостол Павел уподобляет мужа-христианина Спасителю, а жену — Церкви. И дальше пишет фактически следующее. Христос пожертвовал Собой, пролил на кресте кровь для того, чтобы Его Церковь жила и расширялась, включая в себя новых и новых людей. Вот и муж призван жертвенно служить своей семье — с милостью и любовью относится к супруге, детям. Не чувствовать себя каким-то султаном, возлегающим на подушках в самолюбовании, а трудиться, оставляя на заднем плане свои, простите, хотелки. Это жертвенное служение во имя любви в качестве ответа благодарности должно встречаться с не менее жертвенным, любящим служением супруги. Слова апостола «жена да убоится своего мужа» необходимо понимать в том смысле, что жена призвана бояться обидеть супруга, ответить на его любящее служение неблагодарностью.
Можно ли добиться столь светлых отношений в наши дни? Уверен — можно. Чем, собственно, хуже окружающая нас жизнь той, частью которой были христиане Эфеса. Если уж они смогли устоять перед порочным искушением Артемиды, то сможем и мы. Хотя современный мир вполне может тягаться с языческим образца первого века по Рождестве Христовом. Но не будем унывать и сдаваться. Тот, кто верен Христу, способен выйти победителем из самого сложного противостояния. Ведь такой человек находится на стороне правды Божией, которую тьма одолеть не в состоянии. Будем же держаться за эту правду, жить в чистоте и праведности, и тогда Господь нас и наши семьи никогда без Своей помощи не оставит.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 54. Богослужебные чтения

Одной из серьёзных психологических проблем, о которой подробно расскажет любой грамотный психотерапевт, является «эмоциональная герметичность», или «эмоциональная броня», или если совсем по-научному — «алекситимия». Человеку плохо — но вот о чём именно ему плохо, он не может понять; у него нарушена связь между чувствами и их выражением.
54-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением, прекрасный образец того, как может и должен взрослый, внутренне зрелый человек, выражать свои самые глубокие, раздирающие душу, чувства, и направлять их к Богу.
Псалом 54.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
5 Сердце моё трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашёл на меня, и ужас объял меня.
7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури».
10 Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе;
11 днём и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня, — это я перенёс бы; не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдёт на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасёт меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
21 простёрли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнажённые мечи.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
24 Ты, Боже, низведёшь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, Господи, уповаю.
Как мы только что слышали, у Давида всё — очень плохо. Сплошные напасти и беды, предательства и обман — причём не от внешних врагов, а от самых наиближайших друзей. Последний оплот, на который и оставалась вся надежда, — тоже рухнул: от своих же он получает удар в спину. Всё ополчилось против него, и всё кажется совершенно беспросветным. Боль настолько невыносима, что Давид молит о даровании ему крыльев — чтобы можно было улететь от этой боли навсегда и забыть, как страшный сон.
Но само проговаривание этой боли и страха для Давида становится не «запечатыванием» беды, в которой он находится, а, напротив, разворачиванием её по направлению к Богу. Он снова и снова, утром, днём, вечером, ночью, буквально кричит Богу в уши, не смущаясь отсутствием ответа. Да, он не справляется, да, он на грани отчаяния, да, всё, на что можно было по-житейски надеяться, обрушено — он подошёл к краю пропасти — но в самый последний момент как бы вдруг поворачивается боком и позволяет всему давящему на него мраку самостоятельно ринуться в бездну — а сам остаётся на твёрдом основании. Неожиданно, не правда ли? Как вообще это возможно — когда, казалось бы, всё совершенно беспросветно?
Секрет тактики Давида — в его вере. Именно вера как безусловная уверенность в том, что Бог — на его, Давида, стороне — причём несмотря на все его ошибки и даже преступления — позволяет переродиться страху-ужасу в страх-благоговейный трепет. Там, где далёкого от веры человека давным-давно скрутило в тугой жгут от очевидной безысходности — Давид, наоборот, разворачивается навстречу боли — но не тонет в ней, а, напротив, её делает своим «транспортным средством», как бы «обуздывает» её — и её энергию обращает не на саморазрушение, а на мощный импульс к Богу.
Так что друзья, когда нам совсем тяжело, когда совсем «придавило», — самое время открыть 54-й псалом и читать, читать, читать его утром, днём и ночью — пока в окруживший нас мрак не придёт светлый луч надежды!
Подарить своё тепло и заботу одиноким пожилым людям

Вот уже десять лет Ярославский фонд «Спасибо» стоит плечом к плечу с теми, кто в силу обстоятельств нуждается в поддержке и заботе. В том числе фонд помогает и одиноким пожилым людям. Волонтёры фонда привозят им необходимые продукты и вещи, наводят в их доме порядок и разговаривают с ними по душам. Часто, чтобы поддержать кого-то и согреть чьё-то сердце — не требуется много, уверена волонтёр Ольга. Достаточно просто побыть рядом, уделить человеку время и внимание.
«Знаете, когда я впервые приехала к бабушке, Татьяне Сергеевне, — вспоминает Ольга, — я немного волновалась. Не знала, как начать разговор, как быть полезной. Она оказалась такой доброй и открытой, что все мои страхи сразу улетучились. Теперь я навещаю ее регулярно. Мы вместе гуляем, наслаждаемся свежим воздухом и болтаем обо всем на свете. Иногда, если позволяет время, я готовлю ей что-нибудь вкусное. А ещё помогаю по дому — помыть полы, окна, чтобы у неё было чисто и уютно.
Для меня это не просто помощь, это настоящее удовольствие. Видеть её улыбку, чувствовать её благодарность — это бесценно. Я понимаю, что делаю что-то важное, что моя забота приносит кому-то радость и облегчение. Это вдохновляет и наполняет меня саму», — говорит волонтёр.
Вы тоже можете присоединиться к ярославскому фонду «Спасибо» в качестве волонтёра и дарить тепло и заботу одиноким пожилым людям. Кроме того, чтобы помочь фонду и его подопечным, можно сделать любой благотворительный взнос на сайте организации, либо передать сотрудникам фонда продукты или вещи для нуждающихся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов