У нас с друзьями часто затеваются разговоры о творчестве. И даже – споры. Тем более, что поводов для споров много, жизнь то и дело подкидывает всё новые. Вот, например, прославился в Москве один художник. В знак протеста он сначала зашил себе рот, потом приколотил себя гвоздем на Красной площади и, наконец, сидя на крыше, принародно отрезал себе мочку уха, называя всё это «художественными акциями». И одни мои друзья, не мудрствуя лукаво говорят: да он болен, а другие яростно им возражают: нет, он художник, а художник свободен в своем творчестве!
Действительно, свободен ли творческий человек в своем творчестве?
Смотря о какой свободе идет речь. Если о свободе выразительных средств – то совершенно свободен. К счастью, такого запрета никакая цензура и не выдвигает, и знаменитые слова Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» остаются не только констатацией факта, но и своеобразной заповедью для художника – не пренебрегать в изображении жизни ничем и никем из «малых сих». Например, если формально посмотреть, то Гоголь в своей «Шинели» попросту выкопал из мусора мира сего плоские мечты маленького человека, БодлЕр в стихотворении «Падаль» привлек наше внимание всего лишь к дохлой лошади, и что такое знаменитые «Москва и Петушки» Ерофеева, как не гуща со дна души российского пьяницы. В документальном фильме «Жара», который рассказывает о жизни Церкви во времена атеизма в СССР, есть эпизод, где священник Глеб Каледа, первый в перестроечной России священник, пришедший в тюрьму к заключенным, показал великолепную раму для иконы, слепленную осужденными из ничтожного материала – из жеваной пайки тюремного хлеба. Падший мир разъят грехом на элементы праха – но на то и талант художнику, чтобы видеть живое в, казалось бы, мертвом, и воссоздавать, восстанавливать из праха красоту, таящуюся в падшем мире, как беженка принцесса – в лохмотьях нищенки…
Но бывает и так, к сожалению: пользуясь свободой выразительных средств, художник может утратить более важную свободу – свободу правды. Какая еще правда, может воскликнуть кто-то, ведь все относительно, главное в произведении искусства – мастерство! В чем, говорите, правда? Правда в том, что творчество – созидает, а не разрушает. Созидает утверждение - жизни вечной, победы любви над смертью, победы света в человеке, несмотря ни на какую тьму и грязь… Попросту говоря, свободное творчество не бывает без-божным, я говорю не о религиозной принадлежности, а о векторе, направлении творчества. С точки зрения вот этой Богоданной правды является истиной, например, фантастика сказки, и мы верим, что в мире, где любовь самоотверженной Герды может растопить ледяное сердце Кая, могут петь цветы и разговаривать вороны – но отказываемся верить в самые что ни на есть реалистические реалии глубин человеческого ада, изображенные в книгах маркиза де Сада или фильмах режиссера Балабанова.
Прибавилось ли в мире любви, а в сердцах людей – милосердия, оттого, что художник прилюдно отрезал себе ухо? Вот именно этой правдой и проверяется свобода и подлинность творчества.
«О доверии Богу». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» говорили о том, в чем может проявляться доверие Богу, как упование на Бога не перепутать с безинициативностью, когда человек не готов сам принимать решения, но ждет, когда все произойдет само по себе, а также почему не все просьбы в молитвах бывают исполнены.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Отправим помощь для жителей Белгородской области
При Марфо-Мариинском монастыре в Белгороде вот уже 30 лет действует сестричество милосердия. Ежедневно здесь принимают всех, кто нуждается в заботе и участии. В том числе в обители находят утешение и помощь пострадавшие от боевых действий. Сейчас в основном сюда стекаются люди из приграничных городов Белгородской области. Сёстры милосердия обеспечивают их продуктами, лекарствами, бытовой химией, постельным бельём, одеялами, подушками и многим другим. «Не передать словами, что значит для людей такая помощь. Даже самая малая лепта возвращает им веру и дарит надежду. Бог помогает руками людей, мы Его соработники, поэтому важно продолжать творить добрые дела...», — говорит старшая сестра милосердия Елена Химченко.
Фонд «Мои друзья» совместно с Радио ВЕРА на протяжении нескольких лет поддерживает Марфо-Мариинскую обитель в Белгороде и пострадавших людей. В настоящее время на сайте фонда открыт сбор на средства гигиены и бытовой химии. Планируется закупить и доставить в регион около 200 наборов со всем необходимым. Основная часть суммы для этого уже собрана, осталось совсем немного и помощь отправится к людям. Присоединяйтесь к доброму делу, переходите на сайт фонда «Мои друзья».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Возможно ли всеобщее спасение?» Священник Стефан Домусчи
У нас в студии был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о том, что ждет людей после всеобщего воскресения, что такое ад и рай, и может ли Бог сделать так, чтобы спаслись все.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных пяти так называемым «вечным» или «проклятым» вопросам: о Боге, о душе, о существовании зла, о свободе и о всеобщем спасении.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена христианскому пониманию Бога и можно ли доказать существование Творца (эфир 10.11.2025)
Вторая беседа с протоиереем Вадимом Леоновым была посвящена тому, что такое душа (эфир 11.11.2025)
Третья беседа с Александром Михайловским была посвящена тому, почему в мире существует зло (эфир 12.11.2025)
Четвертая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена свободе воли и выбора (эфир 13.11.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер







