У нас с друзьями часто затеваются разговоры о творчестве. И даже – споры. Тем более, что поводов для споров много, жизнь то и дело подкидывает всё новые. Вот, например, прославился в Москве один художник. В знак протеста он сначала зашил себе рот, потом приколотил себя гвоздем на Красной площади и, наконец, сидя на крыше, принародно отрезал себе мочку уха, называя всё это «художественными акциями». И одни мои друзья, не мудрствуя лукаво говорят: да он болен, а другие яростно им возражают: нет, он художник, а художник свободен в своем творчестве!
Действительно, свободен ли творческий человек в своем творчестве?
Смотря о какой свободе идет речь. Если о свободе выразительных средств – то совершенно свободен. К счастью, такого запрета никакая цензура и не выдвигает, и знаменитые слова Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» остаются не только констатацией факта, но и своеобразной заповедью для художника – не пренебрегать в изображении жизни ничем и никем из «малых сих». Например, если формально посмотреть, то Гоголь в своей «Шинели» попросту выкопал из мусора мира сего плоские мечты маленького человека, БодлЕр в стихотворении «Падаль» привлек наше внимание всего лишь к дохлой лошади, и что такое знаменитые «Москва и Петушки» Ерофеева, как не гуща со дна души российского пьяницы. В документальном фильме «Жара», который рассказывает о жизни Церкви во времена атеизма в СССР, есть эпизод, где священник Глеб Каледа, первый в перестроечной России священник, пришедший в тюрьму к заключенным, показал великолепную раму для иконы, слепленную осужденными из ничтожного материала – из жеваной пайки тюремного хлеба. Падший мир разъят грехом на элементы праха – но на то и талант художнику, чтобы видеть живое в, казалось бы, мертвом, и воссоздавать, восстанавливать из праха красоту, таящуюся в падшем мире, как беженка принцесса – в лохмотьях нищенки…
Но бывает и так, к сожалению: пользуясь свободой выразительных средств, художник может утратить более важную свободу – свободу правды. Какая еще правда, может воскликнуть кто-то, ведь все относительно, главное в произведении искусства – мастерство! В чем, говорите, правда? Правда в том, что творчество – созидает, а не разрушает. Созидает утверждение - жизни вечной, победы любви над смертью, победы света в человеке, несмотря ни на какую тьму и грязь… Попросту говоря, свободное творчество не бывает без-божным, я говорю не о религиозной принадлежности, а о векторе, направлении творчества. С точки зрения вот этой Богоданной правды является истиной, например, фантастика сказки, и мы верим, что в мире, где любовь самоотверженной Герды может растопить ледяное сердце Кая, могут петь цветы и разговаривать вороны – но отказываемся верить в самые что ни на есть реалистические реалии глубин человеческого ада, изображенные в книгах маркиза де Сада или фильмах режиссера Балабанова.
Прибавилось ли в мире любви, а в сердцах людей – милосердия, оттого, что художник прилюдно отрезал себе ухо? Вот именно этой правдой и проверяется свобода и подлинность творчества.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема