
Апостол Павел
Рим., 113 зач., XIV, 6-9

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть в природе человека нечто такое, что заставляет нас искать внятные и понятные формы почитания Бога. Нам необходимо, что эти формы были тщательно задокументированы и описаны. С одной стороны, такая фиксация — несомненное благо, так как она позволяет избежать многих ошибок, кроме того, она служит единству верующих. С другой — Бог превосходит любые формы поклонения Ему, и бывают ситуации, в которых необходимо пренебрегать формой ради сохранения сути. Об этих вопросах апостол Павел рассуждал в 14-й главе Послания к Римлянам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня звучит за литургией в православных храмах.
Глава 14.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
Когда мы читаем апостольские послания, то мы должны хотя бы немного погрузиться в контекст их написания, потому что каждое из посланий было адресовано конкретным людям по определённому поводу. Послание апостола Павла к Римлянам — не исключение. Одна из тем этого послания — вопрос о дозволенной и недозволенной христианам пище, вопрос, который был особенно острым в тех христианских общинах, в которых большинство людей были евреями, следовательно, они пришли в христианство из иудаизма, а пищевые ограничения иудаизма довольно серьёзные, и просто забыть о них, конечно, никто не мог.
Апостол Павел прекрасно понимал этих людей, потому что и сам он был из числа иудеев. Более того, Павел был фарисеем, и от своего фарисейства он не отрекался, так, на суде синедриона апостол о себе сказал так: «Я фарисей, сын фарисея» (Деян. 23:6). Эта фраза произнесена им в настоящем времени, то есть он не сказал, что был фарисеем, Павел декларировал, что он есть фарисей. В этом нет ничего странного: фарисеи, несмотря на их негативный образ в христианской культуре, были в высшей степени благочестивыми людьми, они всеми силами старались соблюдать закон Ветхого Завета и призывали к тому же самому других, ну а их постоянные нападки на Христа — это лишь проявления частных особенностей отдельных фарисеев, тех из них, кто настолько увлёкся буквой закона, что перестал видеть Бога. Тот факт, что апостол Павел не отрекался от своего фарисейства, указывает на его личную преданность выраженным Ветхим Заветом волеизъявлениям Божиим. Конечно, апостол Павел переосмыслил Ветхий Завет через призму Христова благовестия, к тому же самому апостол призывал и своих адресатов.
Размышляя о пищевых запретах, апостол выразил очень важную мысль, которую можно применить к абсолютно любому действию христианина. Павел написал так: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14:6). Иными словами, любое своё дело христианин должен возводить к Богу, начинать и заканчивать дело молитвой благодарения, ведь все блага этого мира — от Бога, а потому если у кого-то не хватает сил для того, чтобы воздерживаться от определённого вида пищи, то за эту пищу он должен благодарить Бога, а если человек способен воздерживаться, то он должен благодарить за саму возможность воздержания, потому что воздержание — тоже Божий дар. Это очень простая и вместе с этим действенная рекомендация. Если ей следовать, то легко будет сохранить мир с другими христианами и не впасть в осуждение тех, кто поступает не так, как поступаем мы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема