Рим., 113 зач., XIV, 6-9
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть в природе человека нечто такое, что заставляет нас искать внятные и понятные формы почитания Бога. Нам необходимо, что эти формы были тщательно задокументированы и описаны. С одной стороны, такая фиксация — несомненное благо, так как она позволяет избежать многих ошибок, кроме того, она служит единству верующих. С другой — Бог превосходит любые формы поклонения Ему, и бывают ситуации, в которых необходимо пренебрегать формой ради сохранения сути. Об этих вопросах апостол Павел рассуждал в 14-й главе Послания к Римлянам. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который сегодня звучит за литургией в православных храмах.
Глава 14.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
Когда мы читаем апостольские послания, то мы должны хотя бы немного погрузиться в контекст их написания, потому что каждое из посланий было адресовано конкретным людям по определённому поводу. Послание апостола Павла к Римлянам — не исключение. Одна из тем этого послания — вопрос о дозволенной и недозволенной христианам пище, вопрос, который был особенно острым в тех христианских общинах, в которых большинство людей были евреями, следовательно, они пришли в христианство из иудаизма, а пищевые ограничения иудаизма довольно серьёзные, и просто забыть о них, конечно, никто не мог.
Апостол Павел прекрасно понимал этих людей, потому что и сам он был из числа иудеев. Более того, Павел был фарисеем, и от своего фарисейства он не отрекался, так, на суде синедриона апостол о себе сказал так: «Я фарисей, сын фарисея» (Деян. 23:6). Эта фраза произнесена им в настоящем времени, то есть он не сказал, что был фарисеем, Павел декларировал, что он есть фарисей. В этом нет ничего странного: фарисеи, несмотря на их негативный образ в христианской культуре, были в высшей степени благочестивыми людьми, они всеми силами старались соблюдать закон Ветхого Завета и призывали к тому же самому других, ну а их постоянные нападки на Христа — это лишь проявления частных особенностей отдельных фарисеев, тех из них, кто настолько увлёкся буквой закона, что перестал видеть Бога. Тот факт, что апостол Павел не отрекался от своего фарисейства, указывает на его личную преданность выраженным Ветхим Заветом волеизъявлениям Божиим. Конечно, апостол Павел переосмыслил Ветхий Завет через призму Христова благовестия, к тому же самому апостол призывал и своих адресатов.
Размышляя о пищевых запретах, апостол выразил очень важную мысль, которую можно применить к абсолютно любому действию христианина. Павел написал так: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14:6). Иными словами, любое своё дело христианин должен возводить к Богу, начинать и заканчивать дело молитвой благодарения, ведь все блага этого мира — от Бога, а потому если у кого-то не хватает сил для того, чтобы воздерживаться от определённого вида пищи, то за эту пищу он должен благодарить Бога, а если человек способен воздерживаться, то он должен благодарить за саму возможность воздержания, потому что воздержание — тоже Божий дар. Это очень простая и вместе с этим действенная рекомендация. Если ей следовать, то легко будет сохранить мир с другими христианами и не впасть в осуждение тех, кто поступает не так, как поступаем мы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«22-е воскресенье по Пятидесятнице. Начало Рождественского поста». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., VI, 11-18) и Евангельского (Лк., X, 25-37) чтений в 22-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти апостола Филиппа, святителя Григория Неокасарийского, апостола и евангелиста Матфея, а также о начале Рождественского поста.
Все выпуски программы Седмица
«Церковная община и семья». Прот. Константин Харитонов
У нас в гостях был настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов.
Мы говорили о том, как формируются церковные общины, и как участие в приходской жизни помогает семьям не только на пути к Богу, но и на пути к семейному единству.
Все выпуски программы Семейный час