
«Сердце не камень», творческое объединение «Экран», Режиссер Леонид Пчелкин
— Никакого завещания не нужно. Мне дяденька всё оставит. Я единственный наследник по мужской линии. И потому ещё, что в надежде на дяденькино наследство я всё своё состояние прожил.
— А кто тебе велел?
— Ой. Не разговаривай. Если дяденька мне ничего не оставит, меня объявят несостоятельным и... со всем последствиями.
Большой переполох устроил богатый московский купец Потап Потапыч Каркунов. Он созвал родственников, чтобы составить и огласить завещание. Племянник купца, Константин Лукич — кутила, транжира, и вообще не самый приятный тип — очень надеется, что дядя оставит миллионы ему. Но в глубине души его гложет страх. Вдруг старик решит отписать состояние своей супруге — Вере Филипповне? А на что оно ей? Из дому почти не выходит — только в церковь. Все деньги на милостыню нищим потратит! Словом, момент наступил ответственный. И для разорившегося Константина Лукича — решающий. Чтобы завладеть дядюшкиным наследством, он готов на всё. В таких обстоятельствах завязывается сюжет замечательного фильма «Сердце не камень». Одноимённую пьесу Александра Островского экранизировал в 1989 году режиссёр Леонид Пчёлкин. К сожалению, фильм, который снимался специально для телевидения, по каким-то причинам не слишком часто появлялся на экранах. И многим зрителям, вероятно, не знаком. Между тем, картина получилась великолепная. От некоторых режиссёров можно услышать мнение, что пьесу довольно сложно превратить в художественный фильм. Что, так или иначе, в нём будет чувствоваться некий театральный пафос. Однако Леониду Пчёлкину, как мне кажется, удалось этого избежать. Его экранизация получилась цельной и органичной. Это лента с увлекательным, динамичным сюжетом, которая смотрится на одном дыхании.
Любопытно, что Островский называл свою пьесу комедией. Конечно, некоторые ситуации в ней можно было бы условно назвать комическими. Но в целом «Сердце не камень» — это, безусловно, драма. Сильная, глубокая, раскрывающая перед зрителями великую силу человеческого духа и веры. Режиссёр Леонид Пчёлкин мастерски сумел воплотить непростую задачу на экране. В этом ему помогли прекрасные актёры — Елена Яковлева, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, Наталья Гундарева.
Но вернёмся к сюжету картины. Как и опасался племянник, купец Потап Потапыч Каркунов решил всё оставить супруге, Вере Филипповне. С одним условием — после его кончины она никогда больше не пойдёт замуж. Вера Филипповна вышла за купца по воле матери, совсем юной девушкой, бесприданницей. Супруг был намного её старше. Теперь ей всего-то тридцать лет. Тогда как муж — уже глубокий старик. Однако он любит повеселиться. Почти каждый вечер — рестораны, цыгане, азартные игры. Но Вера Филипповна на судьбу не ропщет. Она благочестива, всей душой верит в Бога. Мужа чтит и строго хранит ему верность. Хотя свободомыслящие родственницы и намекают ей время от времени, что глупо запирать себя в четырёх стенах ради старика-самодура. Тем более что совсем рядом с Верой Филипповной живёт человек молодой и красивый. Приказчик мужа по имени Ераст. И он, кажется, действительно неравнодушен к хозяйке. Это замечает Константин Лукич. Он сулит приказчику большие деньги и уговаривает опорочить наивную Веру Филипповну в глазах дядюшки. Тогда никакого наследства Потап Потапыч ей, конечно, не оставит.
Разумеется, у героини и в мыслях не было принимать ухаживания приказчика. Тогда он прибегает к последнему средству — грозится свести счёты с жизнью и шантажом добивается, чтобы Вера Филипповна согласилась вечером прийти к нему в контору. Расчёт был прост: как только она переступит порог, там появится Константин Лукич. И доложит обо всём Потапу Потапычу. С этого момента перед нашими глазами начинает разворачиваться картина удивительного действия Божьего промысла. Именно так видит ситуацию Вера Филипповна. В одном из эпизодов она говорит об этом Ерасту, чей совместный с Константином Лукичом план вдруг пошёл совсем не по сценарию...
- Ты меня обмануть хотел. А Бог меня помиловал. Стало быть, мне жаловаться не на что. Хоть сто раз меня обмани, а людей любить я не перестану.
Драматург Островский упоминал, что такие женщины, как Вера Филипповна — чистые, всепрощающие, милосердные — являются его идеалом. Однако мне думается, что режиссёр Леонид Пчёлкин в своём фильме «Сердце не камень» не собирался превращать героиню в некий недосягаемый образ. Наоборот, её примером он показал нам, как нужно жить здесь и сейчас — исполнять свой долг, надеяться на Бога, и верить, что Он каждую минуту рядом.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











