Рим., 111 зач., XIII, 1-10
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Взаимоотношение Церкви и государства — тема насущная и волнующая многих. Что говорит по этому поводу Священное Писание? Тот отрывок из 13 главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 13.
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7 Итак отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел призывает христиан соблюдать абсолютную покорность гражданским властям. Этот призыв к покорности звучит не только из уст Павла, как в эпоху благоденствия Церкви, так и в те времена, когда государство жестоко гнало учеников Христа. Христианские лидеры призывали своих подопечных молиться за правительство, платить налоги, а также честно исполнять свой гражданский долг.
Такая лояльность нередко давала многим сторонним наблюдателям повод обвинять Церковь в конформизме. Такое обвинение — совершенное непонимание сути Евангельской вести. Христос не призывал к революции, Он не предлагал программу экономических и социальных реформ, у Него не было армии, не было собственной партии. Сам Он смиренно платил налоги, хотя мог и не делать этого. Более того, из Его слов следовало, что с Богом можно наладить отношения, будучи гражданином любого государства. «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу», — говорил Господь Своим слушателям. Но повернётся ли у нас язык упрекнуть Спасителя в конформизме и приспособленчестве? Конечно же, нет. Но как раз в этом Его упрекали иудеи. Ведь по их представлениям Мессия должен был изменить существующую политическую ситуацию. Как минимум освободить Израиль от римского владычества. Для них вера и политика были связаны самым тесным образом. Есть царство язычников, есть царство Бога. Оба этих царства на земле. Между ними идёт непримиримая борьба. А Христос, по их представлениям, мешал этой священной войне. В Его проповеди Царства Небесного они видели отречение от веры отцов и предательство идеи священного Царства Израиль. Это была одна из главных причин, почему они решили распять Спасителя.
Иудеи верно подметили, Христос действительно говорил о другом. Он принёс людям не альтернативную систему правления. Не новую государственную идеологию. Он призывал людей к покаянию, к изменению самих себя. Смена режима путём ли бунта, путём ли постепенных реформ ничего кардинально не изменит. По сути, просто поменяется картинка. Если говорить о принципиально новом качестве жизни, то менять нужно собственное сердце. Если там бардак, если в нём живёт ревность, обидчивость, зависть, злоба и другие пороки, какой бы правитель ни был, в каком бы благополучном обществе мы не жили, всё будет плохо. Ведь Бога нет, нет Его благодати, поэтому и жизнь невыносима. Это, конечно, не означает, что Христос призывал к анархии. Просто Он побуждал слушателей не питать иллюзий и не возлагать чрезмерных упований на внешние перемены. Когда фундамент дома дал трещины, бесполезно делать косметический ремонт. Так проблему не замажешь.
Именно в этом духе и проповедует апостол Павел. По его логике, в какой бы политической и социальной обстановке человек ни оказался, ничто не может помешать ему быть христианином. Иными словами, ничто не может помешать ему стремиться во всех своих делах на ежедневной основе воплощать Евангельские заповеди. Поэтому апостол Павел и заканчивает свои рассуждения о Церкви и государстве словами о любви. Именно деятельная любовь ради Христа должна быть компасом в моих отношениях с теми, кто меня окружает. Дух Божий, который поселяется в том, кто стремиться к этому, сильнее всякой идеологии. Сильнее всякого закона. Сильнее страха наказания. Именно Он подсказывает нам голосом совести, чего делать не следует, а что делать необходимо, чтобы мир и покой не покидали наше сердце, и мы приносили бы реальную пользу и конкретным людям и в целом тому обществу, в котором нам выпало жить и трудиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Богородско-Уфимская икона Божией Матери
Селение Новая Слобода возникло в начале семнадцатого века в пределах современной УфЫ, столицы Башкортостана. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг села на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти дебри бежал житель Новой Слободы по имени Стефан. По ложному обвинению несчастного присудили к публичной порке. И он решил, что лучше погибнуть от диких зверей, чем терпеть унижение.
Крестьянин шёл по лесу без дороги, куда глаза глядят. И внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!» Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над зёмлей образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей соответствовал по иконографии обретённый образ. Село получило название Богородское и стало местом паломничества.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Её одели в серебряную ризу, усыпанную драгоценными камнями. Перед святыней в Воскресенском соборе горела неугасимая лампада. Ежегодно 8 июля Богородско-Уфимскую икону доставляли крестным ходом к месту обретения, а затем возвращали обратно.
В последний раз чудотворный образ пронесли в село Богородское в 1928 году. Спустя пять лет безбожники изъяли Богородско-Уфимскую икону, и с тех пор о ней ничего неизвестно. У православных остались многочисленные списки святыни. И надежда на её возвращение!
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Леонид Коркодинов
У нас в гостях был настоятель Свято-Никольского храма села Усолье Самарской области протоиерей Леонид Коркодинов.
Наш гость рассказал о своей удивительной истории прихода к вере по молитве матери, как на это повлияло трагическое событие с пожаром, о том, как принял решение стать священником и как сейчас с его служением совмещается музыкальное творчество.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Аркадий Пластов. «Рим. Аппиева дорога»
— Дядя Андрей, ты же говорил, что мы пойдём в Ульяновский художественный музей. А привел меня в тот, что посвящён художнику Аркадию Пластову.
— Это филиал художественного, Паша. Очень важная, значительная его часть. В отдельном здании творческое наследие Аркадия Александровича Пластова разместили не так давно, в 2010 году.
— Это местный живописец?
— Художник, действительно, родился в Ульяновской области, в селе Прислониха. Но масштаб его таланта гораздо значительней определения «местный». И география творчества весьма обширна. Вот, например, перед нами картина «Рим. Аппиева дорога».
— Какой интересный пейзаж! Кипарисы, сосны, горы на горизонте. Какие-то древние развалины, разрушенные античные статуи. Ослик на обочине мощёной камнем дороги. А почему она называется Аппиевой?
— Потому что её построил древнеримский консул Аппий Клавдий Цек. Это произошло в четвёртом веке до Рождества Христова. Дорога соединила Рим с южным портом Бриндизи, откуда римские корабли отправлялись в Грецию и Египет. Как видно на картине Аркадия Пластова, древняя трасса сохранилась до наших дней.
— А когда художник создал своё полотно?
— В 1957 году. Он тогда побывал в Италии как участник международной художественной выставки.
— Но ведь это было так давно! Может быть, сейчас уже всё по-другому!
— С пятидесятых мало что изменилось. Можно в этом убедиться, посмотрев последние фотографии Аппиевой дороги в интернете.
— И ослики вот так же возят тележки, как на полотне Аркадия Пластова?
— На этюдах, которые художник делал с натуры, не было повозки. Он привнёс эту деталь в картину позднее. Видимо, хотел сделать пейзаж живым и придать ему исторический оттенок. Это отсылка к прошлому.
— К тем временам, когда Аппиеву дорогу только что построили?
— Скорее, к тем векам, когда древняя мостовая стала местом паломничества.
— Паломничества?
— Да. На Аппиевой дороге принял мученическую смерть святой Севастиан. Также она связана с именем апостола Петра. По преданию, ученик Христа уходил здесь из Рима от преследователей и встретил Спасителя. «Куда Ты идёшь, Господи?» — спросил апостол. «Туда, где меня снова распнут», — услышал в ответ.
— И что же Пётр?
— Устыдился, что хотел избежать страданий за имя Христово. Повернул назад в Рим, где вскоре был распят. Позднее вопрос Петра «Куда идёшь?» — на церковнославянском «Камо грядеши?» — стал образным выражением, призывом задуматься — так ли ты живёшь, как заповедовал Спаситель? Думаю, эти слова вспоминал и Аркадий Пластов, когда писал свой пейзаж.
— Художник был христианином?
— Без сомнений. Аркадий Александрович из династии иконописцев. Годы учебы в духовной семинарии укрепили его веру. Даже в то время, когда на православных были гонения, художник посещал церковь, участвовал в богослужениях.
— Наверное, это было непросто.
— Жить в напряжении, в состоянии постоянного нравственного выбора всегда нелегко. И картина Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» напоминает об этом. Она символизирует человеческий земной путь под испытующим взглядом Создателя.
Картину Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России