
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 144 зач., X, 5-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как следует правильно читать Библию? Ведь это текст, который был написан много столетий назад в рамках другой культуры, и первоначально его адресатом были носители совершенного чуждого нам менталитета. Тот отрывок из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ясный ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 10.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, обращаясь к христианам города Коринф, напоминает им ряд эпизодов из Ветхого Завета. Все они связаны с историей исхода евреев из Египта. Пророк Моисей ведёт евреев через пустыню к Земле Обетованной. Казалось бы, вот она, долгожданная свобода. Но не тут-то было. Люди, выросшие в Египте, в душе своей оставались рабами. Кроме того, их сознание были пропитано языческими суевериями. Апостол Павел говорит о том, что евреи были похотливы и злы. Отсюда постоянный ропот на Моисея, отсюда недоверие Богу, отсюда нежелание служить Творцу и попытки вернуться к языческому образу мысли и распущенной жизни. Именно поэтому евреи постоянно навлекают на себя гнев Божий. По причине их собственного невежества и строптивости с ними происходят различные злоключения, которые описаны в книгах Моисея.
На тот момент, когда звучала проповедь апостола, эти истории стали далёким прошлым. Однако Павел призывает коринфян не относиться к ним, как тому, что не имеет к ним самим никакого отношения. Он говорит, что тексты Ветхого Завета не потеряли актуальность, и предлагает своим слушателям поставить себя на место древних евреев. Приглашает их ощутить, что, несмотря на огромный временной разрыв, они находятся в аналогичной ситуации. Иными словами, он побуждает их перекинуть мостик между древностью и современностью. Зачем? Чтобы ощутить, что и они сами являются непосредственными участниками священной истории. Что всё это написано не для только древних, но и лично для них и про них. Это поможет им верно ориентироваться в своей духовной жизни и избежать серьёзных ошибок.
Этот призыв обращён и к нам. Можно читать Библию, как учёный. То есть выяснять, как же в точности произошли те или иные библейские события. И святые отцы нередко так и поступали. Но при этом они говорили о том, что для человека, который идёт путём веры, чтение Священного Писания должно быть духовным упражнением. Суть этого упражнения заключается в том, чтобы вжиться в текст. Поместить себя на место героев. Подумать, как бы я повёл себя в этой ситуации. С другой стороны, пытаться переносить обстоятельства, описанные в тексте, в свою современную жизнь. Увидеть важные духовные закономерности в своей жизни. Как это сделать? Путём внимательного и регулярного чтения, путём размышления над прочитанным и посредством молитвы к Богу, чтобы Он дал мне увидеть значимость прочитанного в контексте моей собственной жизни. Что этим рассказом Господь хочет сказать мне сегодня? К чему Он призывает меня той или иной историей в моей собственной ситуации?
Ведь несмотря на то, что все библейские книги уже давно написаны, известно их число, их состав, священная история не закончилась. Бог продолжает действовать в жизни Церкви с той же самой силой, с какой действовал в древние времена. Дух Писания продолжает жить в житиях святых людей. И если мы хотим быть вписанными в эту историю, нам необходимо пропускать её через своё сердце, избегать тех ошибок, о которых она нас предостерегает, и согласовывать с её лучшими моментами свои мысли, желания, слова и поступки. Чтобы в итоге наша жизнь напоминала не бульварный роман, но постепенно, в меру нашего усердия, начинала напоминать самые светлые и возвышенные эпизоды священного текста.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 177 зач., IV, 13-18

Комментирует священник Антоний Борисов.
В окружающем нас мире есть множество причин для печали. Но Господь велит нам не унывать! И не терять надежды, подражая великим святым. В том числе — апостолу Павлу, имевшему множество поводов для уныния, но его победившему. Отрывок из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
Как известно, Римская империя признала христианство в 313 году, когда святой император Константин Великий подписал знаменитый Миланский эдикт. Гонения на последователей Спасителя закончились. Христианская вера стала быстро распространяться по регионам империи — в том числе благодаря тому, что веру в Спасителя принял сам император. Однако пережитки языческого прошлого довольно долго ещё давали о себе знать. Так, например, Рим ещё около века праздновал военные победы, устраивая гладиаторские бои в Колизее и на других стадионах. Рабы-гладиаторы развлекали толпы собравшихся, убивая друг друга. Среди зрителей были, к сожалению, и христиане, не видевшие ничего плохого в том, чтобы вместе со всеми отмечать государственные торжества, восклицая: «Убей, убей!»
Однажды в Рим по церковной необходимости прибыл монах-пустынник Телемах. Войдя в город, он увидел толпы людей, шедших к Колизею. Телемах отправился посмотреть — что привлекло внимание столичных жителей. Оказалось, что гладиаторские бои. Монах был крайне расстроен тем, что одни люди с упоением могут смотреть на то, как убивают других людей. Не желая терпеть такого беззакония, Телемах выскочил на арену и призвал зрителей к милосердию.
В монаха полетели камни. Бросали их, в том числе, и христиане, увлечённые жестокой забавой. Телемах погиб на арене Колизея, стал мучеником практически через сто лет после того, как гонения на христиан в Римской империи были прекращены. Печально, но среди убийц подвижника оказались его единоверцы. Тем не менее, жертва Телемаха не была бессмысленной. После его гибели в 404 году гладиаторские бои в Римской империи государство официально запретило.
Какое отношение имеет история святого Телемаха к прозвучавшему апостольскому чтению? На самом деле, самое непосредственное. Апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа, напоминает им, что христианин не имеет права пребывать в лицемерии, совмещать в своей жизни служение Богу и потакание порокам. Многие из коринфян полагали, что могут верить во Христа и при этом соблюдать прежние языческие обычаи. Например, посещать культовые собрания в капище Афродиты.
На двух стульях усидеть нельзя. Невозможно одновременно поклоняться Богу и дьяволу. Рано или поздно, человек встанет перед выбором — что сохранить, а что отбросить? И это не какая-то теоретическая дилемма, а самое важное в жизни решение. Потому что речь идёт не просто о декларации намерений. Вовсе нет. Здесь мы имеем дело с реальными поступками. Древние христиане Коринфа выбирали между целомудрием во Христе и блудной жизнью в капище Афродиты. Древние христиане Рима выбирали между бережным отношением к чужой жизни и греховным наслаждением от кровавых побоищ.
Времена изменились, но каждый, кто считает себя учеником Спасителя, однажды встречается с непростым для принятия решения вызовом. Поступить по совести, сохраняя верность Богу, или же поддаться греху, оправдывая его эмоциональной слабостью, верностью традициям, нежеланием выделяться. Речь не идёт о каком-то фанатизме. Тут разговор об ином. О сохранении себя, о желании принести в этот мир правду Божию. Или как пишет апостол Павел: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Христиане, таким образом, сильны не внешним могуществом, а внутренней крепостью — верностью Спасителю и словом, и делом. Христианство изменило Римскую империю потому, что не словами только, но реальными делами, верные Господу Иисусу люди подтверждали, что осознанно отвергают зло, встают на сторону добра. Между Богом и дьяволом выбирают Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность учиться и развиваться для участников акции «Портфель доброты»

Благотворительный фонд «Подари Подарок» помогает семьям в сложной жизненной ситуации из разных регионов России. Ежегодно в конце лета фонд проводит акцию «Портфель доброты», чтобы поддержать детей, которые хотят учиться и развиваться, но по разным причинам не имеют для этого возможности.
8-летний Ваня из Республики Башкортостан несмотря на двигательные нарушения ходит в школу. Мальчик увлекается пением и любит активно проводить время. Ваня мечтает о лыжном комплекте для физкультуры, чтобы полноценно заниматься спортом и быть наравне с другими ребятами в классе. Кроме этого, ему необходима виброплатформа для улучшения координации и походки. А ещё планшет, чтобы Ваня продолжал учиться даже во время курсов реабилитации.
11-летняя Алиса из Кировской области в раннем детстве лишилась зрения и с тех пор познаёт мир через прикосновения и звуки. Девочка учится в школе, интересуется программированием и современными технологиями. В будущем Алиса хочет создавать полезные компьютерные программы для незрячих детей. Чтобы девочка могла полноценно заниматься в школе, ей необходимы специальные тетради для письма шрифтом Брайля.
С вашей поддержкой Ваня, Алиса и другие участники акции «Портфель доброты» смогут воплотить свои мечты в реальность.
На сайте фонда «Подари Подарок» можно прочитать истории всех подопечных и выбрать тех, кому вы хотите помочь. Их нужды самые разные, начиная с тетрадей и ручек. Затем купить конкретный подарок и отправить его в город проживания семьи. Либо сделать любой денежный перевод. Кроме этого, вы можете рассказать об акции «Портфель доброты» друзьям и знакомым, что тоже станет хорошей поддержкой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святой праведный Иоанн Кронштадтский». Александр Абросимов

У нас в студии был преподаватель богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета Александр Абросимов.
Разговор шёл о жизни, служении и богословских трудах святого XIX-го века праведного Иоанна Кронштадтского.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Третья беседа со священником Павлом Каледой была посвящена святителю Феофану Затворнику.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер