В Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве до 13 августа проходит выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV — XIX веков из частного собрания». Вниманию посетителей выставки представлено более семидесяти русских икон XIV–XIX веков, многие из которых до этого времени ни разу не выставлялись. Среди них есть и такие, которые были приобретены на зарубежных аукционах и у европейских коллекционеров. Сейчас они возвратились на родину после длительного пребывания в Европе, как, например, икона «Великомученик Никита, с житием» первой трети XVII века, купленная в России бельгийским коллекционером Отто О’Меаром еще в начале 1920-х годов.
Большинство показанных на выставке произведений — это житийные иконы святых, то есть иконы, которые, наряду с изображением самого святого, к которому верующие обращаются с молитвой, представляют рассказ о его жизни и чудесах в отдельных сценах. Наряду с иконами широко почитавшихся на Руси пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия, Димитрия и Никиты, мучениц Параскевы, Варвары и Анастасии, на выставке представлены и достаточно редкие образы святителя Тихона Амафунтского, известного византийского гимнографа преподобного Иосифа Песнописца, мучеников Виктора и Вонифатия и др.
Особый раздел выставки составляют списки с чудотворных икон Богоматери, дополненные сюжетами из сказаний об этих иконах — особом жанре, получившем широкое распространение в русской христианской культуре, особенно в эпоху Позднего Средневековья и в Новое время. На выставке также можно увидеть единственную известную на сегодняшний день икону «Богоматерь Купятицкая, со Сказанием».
Посещение выставки позволит современному человеку не только насладиться красотой русского средневекового искусства, но и представить себе разнообразие путей христианской жизни и соотнести с ними свою жизнь, в которой всегда может найтись место для искренних молитв к святым заступникам и покровителям, а возможно, и для чудесного ответа на эти молитвы.
Александр Родченко и Варвара Степанова
Художников Александра Родченко и Варвару Степанову называли самой яркой парой русского авангарда. Основоположники искусства конструктиви́зма прожили в счастливом браке сорок лет. Они были вместе в творчестве и быте, в радостях и невзгодах. «Единый организм» — так говорили Александр Михайлович и Варвара Фёдоровна о своей семье.
Степанова и Родченко познакомились в Казани в 1914-м году. Им было чуть за двадцать; оба учились в знаменитой Казанской художественной школе. Увлекались новаторскими идеями: посещали поэтические вечера и художественные выставки футуристов, и мечтали творить новое искусство. Творческие единомышленники, Александр и Варвара много времени проводили вдвоём за разговорами о прекрасном. И очень скоро поняли, что испытывают любовь не только к современному искусству, но и друг к другу. Впоследствии в своих дневниках Родченко назвал знакомство с Варварой Фёдоровной встречей родственных душ.
Однако вскоре Варвара по семейным обстоятельствам уехала из Казани в Москву. Целый год Родченко и Степанова провели в разлуке, обмениваясь письмами. В них молодые художники мечтали о будущем — разумеется, совместном. О том, что встретятся, и останутся вместе навсегда. В 1916-м году Родченко вслед за любимой приехал в Москву. Довольно долго им пришлось скитаться по съёмным углам. Варвара Михайловна вспоминала, что одно время они жили в крошечной комнатушке: копоть от печки, духота, и если кто-то один ходит по комнате, то другой должен при этом влезать на кровать, иначе — не разойтись. Но ни фанерные перегородки, ни общие кухни не могли омрачить счастье супругов. Тогда Родченко и Степанова были ещё начинающими художниками, и не всегда удавалось зарабатывать на жизнь искусством. Но они не унывали. Купили подержанную швейную машинку и шили на заказ. У обоих это весьма неплохо получалось. Варвара Фёдоровна периодически подрабатывала библиотекарем, машинисткой, секретарём и прекрасно справлялась с хозяйством. Родченко называл её своей опорой в делах житейских. Параллельно оба работали над художественными проектами: вместе экспериментировали — придумывали, конструировали, рисовали. Своеобразным отражением их семейной жизни стало кубофутуристическое полотно «Композиция в красном». Мужчина и женщина у стола — на первый взгляд, это рабочее, творческое пространство, где оба они что-то обдумывают и творят вместе. Но если взглянуть на картину под другим углом, то стол из рабочего вдруг превращается в самый обыкновенный. И вот мы видим семью за трапезой — женщина подаёт мужу обед. Родченко и Степанова так и жили: по признанию коллег, они одновременно были и счастливой семьёй, и коллегами-единомышленниками. В 1925 году у супругов родилась дочь, которую назвали в честь матери — Варварой.
Александр Родченко не раз говорил о том, как высоко ценит творчество жены. Однажды Варвару Фёдоровну хотели исключить из Союза художников — мол, недостаточно работ, мало выставок. Тогда Родченко нашёл помещение, лично выбрал картины супруги, и создал из них экспозицию, которая не оставляла ни малейшего сомнения в большом таланте Степановой. Так членство Варвары в Союзе художников было сохранено. А в 1951-м году уже Варвара Фёдоровна хлопотала о муже в аналогичной ситуации. Она организовала его первую фотографическую выставку.
Александр Михайлович Родченко скончался в 1956-м. Варвара Фёдоровна пережила мужа на два года. Супруги нашли последний приют в одной могиле на Новом Донском кладбище в Москве. «Человек не может жить без чуда» — так называлась одна из юношеских работ Варвары Степановой. Главным чудом своей жизни она считала годы, прожитые рядом с любимым мужем. А Александр Михайлович в своих мемуарах называл жену нежной, заботливой, самой дорогой на свете.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Строящийся храм»
Мой путь на работу проходит мимо строящегося храма. Церковь возводится на моих глазах. Ещё совсем недавно на этом месте заливали фундамент, а теперь возвели стены, и на этой неделе будут устанавливать купола!
Несколько лет назад мы с женой брали ипотеку в новостройке и иногда приезжали смотреть, как строится наш будущий дом. Но я почему-то не испытывал тогда такой большой радости, как сейчас, при виде возводящегося храма.
Дом Божий — особое место на земле, здесь совершаются таинства — людей крестят, венчают, отпускают им грехи, отпевают. Наконец, в храме совершается божественная литургия и люди приобщаются Тела и Крови Христовой. И совсем скоро церковь рядом с моим домом откроется, а значит в храм можно будет ходить чаще! Воодушевлённый этой мыслью, я иду на работу.
Все выпуски программы Утро в прозе
20 мая. О первомученике Стефане
В 6-й главе Книги Деяний апостолов есть слова: «Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе».
О первомученике Стефане, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.