
Блокадный Ленинград — мы часто произносим эти слова, однако большинству из нас сегодня трудно даже представить, что за ними стоит. Тяжёлые душевные и физические страдания, лютый голод и холод, мучительное ожидание в бомбоубежищах в часы воздушных налётов, постоянная тревога за близких, за судьбу осаждённого города и Родины. Возможно ли пережить такое и сохранить в себе доброту, веру, желание помогать другим? Возможно! Потому и выстоял в то страшное время Ленинград, — уверены Светлана Магаева и Елена Марттила, авторы книги «Мученики блокадного Ленинграда». Они сами пережили блокаду, и своё издание посвятили всем, кому сегодня нелегко и кому нужна духовная поддержка и опора.
Светлане Магаевой было 10 лет, когда началась блокада. В первой части книги, которая называется «На краю жизни», она рассказала о ленинградцах — тех, кто каждый день в окружении ужасов войны, совершали тихий и бескорыстный подвиг любви к ближнему. Например, о епископе Алипии, в миру — Алексее Алексеевиче Ухтомском, академике, выдающемся учёном-физиологе. Он добровольно отказался от эвакуации, не захотел покидать родной город в беде. Ухтомский был преподавателем у матери Светланы и хорошо знал девочку. Свете он тоже был знаком, потому что мать часто брала её с собой на лекции в Ленинградский университет, где она училась, а Алексей Алексеевич преподавал. Осенью 1941-го Светлана с мамой встретили Ухтомского на улице. Голод тогда уже вступил в свои права. Епископ выглядел истощённым, больным. Поздоровался, радостно улыбнулся. А потом достал из кармана свёрнутый платок. В нём был кусок хлеба. Алексей Алексеевич протянул его Светлане. Перекрестил, и медленно пошёл дальше. «Хлеб епископа Алипия мы ели дня два, добавляя по маленькому кусочку к нашему скудному пайку», — вспоминает автор. Другие герои рассказов Светланы Магаевой — это маленькая девочка Рита Маркова, сумевшая из последних сил дойти до противоположного берега Невы, чтобы забрать паёк и накормить маму и брата, лежавших в голодном обмороке. Это доктор Лёля — с минимальным набором необходимых медицинских средств она спасала детские жизни. Это ребята в детском доме, куда после гибели матери попала Светлана, и воспитательница приюта Варвара Александровна. Автор вспоминает, как в часы бомбёжек ребята горячо молились, этим молитвам детей научила Варвара Александровна, она рассказала им о Боге.
Вторая часть книги «Мученики блокадного Ленинграда» называется «Лицо блокады». В ней собраны рисунки художницы Елены Марттилы, в те годы — медицинской сестры в детской больнице имени Крупской. «Ленинградская мадонна», «Десять шагов до цеха», «Через Ладогу» — на этих и других рисунках перед нами — измождённые, но светлые лица людей, которых не сумел сломить враг. И под каждым портретом — маленькая история. О том, как сочувствие, сопереживание, милосердие сумели победить страх, голод и смерть.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 127. На струнах Псалтири
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
6 июня. О подвиге преподобного Никиты, столпника Переяславского

Сегодня 6 июня. День памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского, жившего в двенадцатом веке.
О его подвиге — священник Захарий Савельев.
Преподобный Никита Столпник был заведующим сбором казённых податей и налогов в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский — это очень древний город нашей страны, нашего государства. Он был основан Юрием Долгоруким, основателем нашего первопрестольного града Москвы.
И сегодня, вспоминая об этом угоднике Божьем, можно сказать, что, когда он собирал эти подати, он был жаден, он собирал больше меры. И вот этот перебор забирал в себе.
Но один раз он пришёл в храм и услышал чтение книги пророка Исаии: «Измыйтеся и чисти будите, отымите лукавство от душ ваших, научитеся добро творити». Эти слова запали в сознание будущего святого. И, согласно его житию, после посещения церкви всю ночь он вспоминал эти слова. И это зерно, которое Господь посеял, дало обильные плоды его святой жизни.
Он ушёл в монастырь, посвящённый великомученику Никите, в Переяславской земле. Он подвязался именно как столпник, то есть, находясь на столбе, долгое время находясь в тяжёлых аскетических условиях. Он боролся не только со своими поступками, но и с мыслями, которые его искушали.
И преподобный Никита Столпник является одним из почитаемых святых Переяславской епархии, покровителем этого города. А самое главное — примером того, насколько мы должны быть решительны в стремлении изменить свою жизнь, в стремлении покаяться перед Богом за свои поступки.
Все выпуски программы Актуальная тема