
Рим., 110 зач., XII, 6-14.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Все мы хорошо знаем, что качество продуктов или услуг может быть разным. Мы с радостью выбираем хорошее и избегаем плохого. Но может ли быть разным качество религиозной жизни? И если да, как поступать правильно? Каковы главные критерии? На этот вопрос прекрасно отвечает апостол Павел в отрывке из 12 главы послания к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 12.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Отрывок, который мы сейчас услышали, начинается с рассуждений апостола о дарах, которыми обладают христиане. Не только иерархия: епископы, священники и диаконы, но все члены Церкви. Дары у всех разные, но они даны каждому для того, чтобы мы каждый по-своему, в своей форме и мере служили общему благу. Кто-то получает дар возглавления общины, кто-то учительства, кто-то социального служения или утешения страдающих...
Конечно, мы можем не служить и относиться ко всем потребительски, но в таком случае возникает вопрос: точно ли мы ученики Того, Кто пришёл, чтобы послужить спасению всего мира?
Однако дело не только в том, чтобы служить, но и в том, чтобы делать это правильно. Любое дело можно превратить в формальность и обязаловку. Все будут ходить строем, участвовать в проектах, жертвовать средства, но подлинной любви в этом не будет. И вот тут лукавый мир ловит нас с помощью одной модной современной идеи. Человеку, который понимает, что у него не получается служить идеально, вдруг приходит мысль: если я не могу идеально, лучше не делать никак. Разве Богу нужно дело, сделанное на половину, разве в этом случае служение не будет лицемерием? Лучше уж честно признаюсь, что не могу быть христианином и не буду им. Выглядит всё это как искренняя и правильная позиция, хотя на самом деле ничего правильного в ней нет.
Между формализмом и расцерковлением есть третий путь. Он заключается в том, чтобы согласиться с тем, что ты сам не можешь сделать всего идеально, но потом вспомнить, что речь не только о личных усилиях, но о даре благодати. Дело не в том, чтобы стать идеальным, но в том, чтобы вместе с Богом потрудиться над собой.
И буквально первой задачей, о которой говорит апостол, рассказав о духовных дарах, оказывается искренняя любовь. Апостол так и пишет: любовь ваша да будет непритворна. И уж тут голос ложной искренности звучит ещё громче. Разве любить можно из-под палки? Любовь или есть, и она непритворная, или её нет. Но как можно сказать, что она должна быть той или другой?
Правильно, если речь идёт о влюблённости, то она действительно случается с человеком, её нельзя в себе породить. Но если речь идёт о любви как состоянии воли, то желать блага и счастья другому мы можем и стремиться к тому, чтобы быть в этом искренними, тоже вполне способны. Главное помнить две вещи: во-первых, на этом пути мы не одиноки и проходим его вместе с Богом и, во-вторых, Господь не требует от нас чего-то совершенно сверхъестественного, но только того, на что мы действительно способны. Например, отвращаться от зла, отказываться от того, чтобы его совершать, и, напротив, укореняться в добре. Стараться внимательно и уважительно относиться к нуждам других, усердно и терпеливо молиться, и не отвечать злом на зло, но, напротив, стремиться к благу ближнего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема