
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вы никогда не сталкивались с утверждением, что люди верующие — при всём своём декларативном бескорыстии и любвеобильности — на самом деле — те же самые эгоисты, только «духовные» или «экзистенциальные»? Я с такой мыслью встречался неоднократно. И с первого взгляда ответить на вопрос — действительно ли все христиане духовные эгоисты? — не так-то и просто. Обычный, неверующий человек, вкладывается в земные и нынешние блага, верующий — в небесные и будущие. Но принцип-то «инвестирования» — один и тот же! И там, и здесь — задача — максимальный доход с «вложений»!
В сегодняшнем чтении из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам нам даётся чёткий, однозначный ответ, почему утверждение о «духовном эгоцентризме» христиан в корне неверно. Давайте послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
После слушания этих слов апостола Павла невольно вспоминается эпизод из Ветхого Завета, когда Моисей получил 10 заповедей — а народ, уставший ждать его возвращения, сделал себе золотого тельца и стал ему поклоняться. Представляете, насколько больно было это видеть Моисею, который только что вступил от лица всего народа в завет — договор — с Богом! Однако Моисей не проклял своих людей, но обратился с мольбой к Богу: «Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:32).
Другими словами, и Моисей, и Павел готовы были ради приобщения к истине своего народа самим быть подвергнуты проклятию и отлучению от Бога! Ничего себе «духовный эгоизм!» Как-то не очень согласуется одно с другим!
Надо понимать, что слова апостола, о том, что он был готов быть отлучённым от Христа ради самого спасения иудеев, сказаны вовсе не как «риторическая фраза», не для «красного словца». Но он не нашёл лучшего способа описать ту боль, которая разрывала его сердце, когда он видел, насколько далеко отошли его соплеменники от истины — и только небольшая часть их способна это осознать и измениться. Павел готов был самого себя принести в жертву Богу — всю свою и здешнюю, и вечную жизнь — если эта жертва была бы способна хоть как-то повлиять на ситуацию.
Но невозможно принести большую жертву, чем ту, которая была уже принесена на Кресте Христом Спасителем. Невозможно спуститься в ад глубже, чем это сделал Иисус. Всё, что только возможно сделать, чтобы убрать все препятствия на пути человека к истине, — уже Богом исполнено. Единственная проблема, которую Бог не может разрешить, — это право человека быть самим собой. А это значит, что любой может сказать Богу решительное «Нет!» — и это право для Бога — священно и неприкосновенно. Бог может изменить траектории галактик. Остановить, замедлить или разогнать время. Из бездушной материи создать живые существа. А вот принудить человека — не может. Представляете, какова значимость и вес нашей с вами свободы?
Недаром святые отцы часто повторяли, что во многом разрушившееся после грехопадения подобие Божие в человеке всё же сохраняется в виде свободы — которая есть даже у самого страстного, обременённого грехами и зависимостями человека. История христианства знает множество ситуаций, когда казавшийся безнадёжно испорченным, законченным негодяем человек — вдруг словно пробуждался от спячки, встряхивался — и разворачивал свою жизнь прямо противоположным образом. Как и почему это происходило — знают только сам человек и Господь Бог. Но одно можно сказать точно: когда рядом с отъявленным грешником оказывается любящая его душа, которая способна искренне донести до его сознания, что без него вечное блаженство для любящего будет невозможным, — тогда, конечно, шансы сдвинуть глыбу человеческой свободы существенно повышаются!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.08.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 182 зач., VI, 11-16

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем книги Нового Завета, нам не стоит забывать, что первоначально они не имели привычную нам форму, в их тексте не было разделения на главы и абзацы, разделения на строки тоже не было; листы, на которых написан текст, не имели нумерации, и не были сшиты между собой, а некоторые из листов существенным образом пострадали во время путешествий. Поэтому не стоит ожидать от книг Нового Завета привычной нам гладкости повествования, ведь может оказаться, что какие-то листы были перепутаны, а некоторые и вовсе изначально были частью совсем другой книги. Учёные предполагают, что именно так произошло с 6-й главой Второго послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие,- говорю, как детям,- распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Нам достаточно быть внимательными людьми, чтобы понять: только что прозвучавший отрывок апостольского послания к Коринфянам какой-то странный. Сначала апостол Павел написал о своём отношении к общине Коринфа, сказал, что его сердце открыто для них, и что он надеется на взаимность, а сразу после этого внезапно начинается разговор про попытки совмещения праведности и греха, что, конечно же, невозможно, а потому человек должен избрать что-то одно, и вполне очевидно, каким должен быть выбор христиан. Странность прозвучавшего отрывка современные учёные объясняют довольно простым образом: мы имеем дело со вставкой, которая первоначально относилась к какому-то иному посланию апостола Павла, возможно, к тому, которое не сохранилось, и было отправлено в Коринф прежде известного нам Первого послания к Коринфянам.
Конечно, особенности услышанного нами отрывка не делают его менее важным; его происхождение любопытно, и не более того, а потому нам стоит обратить внимание на суть прозвучавших слов. С одной стороны, они довольно просты: апостол Павел любил своих духовных чад, он многое делал для них, и вполне естественно, что он ожидал от них взаимности. Впрочем, здесь важно заметить, что взаимная любовь христиан — вовсе не равна взаимной любви во внехристианских сообществах или же взаимной любви в обыденном смысле этого понятия; любовь христиан друг ко другу берет своё основание во Христе, и не зависит от каких бы то ни было личных качеств людей. Своими словами апостол Павел призывал не только к доброжелательному отношению к самому себе, то есть к Павлу; апостол призывал к исполнению Христовой заповеди, ведь никто не сможет обрести спасение, если пренебрежёт словами Христа.
Дальнейшие слова прозвучавшего сегодня отрывка тоже просты и в достаточной мере очевидны: попросту глупо думать, что есть какая-то возможность служить и Богу, и Его противнику. Как мы помним, сама евангельская история показывает, что ни у кого не получилось успешно пройти по этому пути.
Бог требует от нас сделать выбор. Собственно, так было с момента сотворения человека: Адаму было предложено выбрать — либо он слушает Бога, либо он избирает другой путь. Адам попытался и вкусить запретный плод, и остаться в раю, но у него, как мы помним, это не получилось, ведь сам рай — это ничто иное, как общение с Богом, не подразумевающее и намёка на возможность измены Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианское отношение к смерти». Протоиерей Дионисий Лобов

У нас в студии клирик московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Дионисий Лобов.
Мы говорили о христианском отношении к смерти и о том, как принимать и переживать расставание с уходящими из земной жизни близкими.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер