
Наталия Лангаммер
Модное сегодня слово «границы». Границы своего пространства, которые мы обозначаем для окружающих. Это по-христиански? Не скажу нет! И Господь, как мне кажется, держал границы, когда уходил помолиться в одиночестве, например. Не было такого, что кто как хотел, тот так с Ним и общался. Нет. Это были границы между чистотой и грехом. Между святым и профанным. Между благодатным и суетным.
В нашем грешном мире границы мы ставим сами, защищая себя. И каждый их ставит там, где ему удобно. Исходя из его внутренних ощущений.
Помню, когда пришла на первую лекцию по юриспруденции, услышала фразу: «Твоя свобода заканчивается там, где начинаются права другого».
Напрашивается рассуждение на тему, где ставить границы? Когда мы ставим границы физически — заборы на даче, — это всегда провоцирует массу конфликтов. Предположу, что и в человеческом общении, если бы границы стали видимыми, раздор запылал бы, как огонь.
Поэтому, важно оглядываться, где я ставлю свой так называемый забор. А еще очень важно, из какого он материала!
Забор призван защищать. Так? Самое эффективное — высокая стена с зубцами, и колючей проволокой. Можно еще подвести электричество. Тогда я точно в безопасности. А каково людям во вне? Которые хотят ко мне приблизиться. Возможно, за помощью, за сочувствием, с дружбой. Не с войной. Для них ведь тоже на пути встанут эти границы! И их ударит током!
Вот об этом мы почему-то редко говорим, обсуждая границы. Какого взаимодействовать с таким заграничным человеком? Хочется ли? Зачем мне удар током? Зачем мне колючая проволока? Зачем я туда полезу.
И остается заграничник один в своих рамках, как в тюрьме. Вот и весь итог.
Какой же тут вижу выход?
Есть в парках ограды из кустов с цветами. Они разграничивают пространство, но приятны взгляду, радуют красотой растений и при необходимости, преодолимы. Наверное, это — оптимальный вариант.
В нем нет вражды. Нет страха. Скажете, за кустами я не буду так уж защищена? Да. Но я меняю самозащиту на опеку Господа, когда поступаю по Слову Его и отношусь к окружающим с любовью. И с нежностью. Бережно. Об этом Господь тоже говорит. Слово «нежность» есть в Новом завете.
Все, о чем сейчас рассуждаю, сама осознаю лишь как теорию, умом. Но буду пробовать реализовывать в жизни. Разоружаться и растить сад с бордюрами. Результатами поделюсь.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
6 сентября. О духовных дарованиях преподобного Аристоклия (Амвросиева)

Сегодня 6 сентября. День памяти преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского, отошедшего ко Господу в 1918 году.
О его духовных дарованиях — священник Августин Соколовски.
Родившись в Оренбурге, святой Аристоклий провёл бо́льшую часть своей подвижнической жизни на Афоне. Но именно Москва стала тем местом, где по неисповедимому замыслу Божьему ему было суждено принести людям величайшее благо в служении.
Воспоминания современников свидетельствуют о даре духовного совета и старчества, которыми обладал святой, о силе его молитвы, которая однажды вернула зрение слепому. Старец словно разминулся во времени и пространстве с другими праведниками той эпохи. Амвросий Оптинский и Иоанн Кронштадтский были старше его, а Патриарх Тихон и даже Силуан Афонский — моложе.
Господь очевидно хранил святого Аристоклия на протяжении всей его жизни. В конце XIX века он был настоятелем русского афонского подворья в Москве, но затем был отозван. Таким образом, первая русская революция 1905 года не коснулась его, он оставался на Афоне.
Затем, буквально накануне споров о почитании имени Иисуса на Святой горе, Аристоклий был возвращён в Москву. Так он избежал драматических событий, разразившихся накануне Первой мировой войны, которые привели к массовому изгнанию русских монахов с Афона.
Наконец, вскоре после захвата власти в России большевиками, Господь призвал Аристоклия к себе. Буквально накануне разорения афонского подворья верующие настояли на погребении старца на Даниловском кладбище. Так промыслительно мощи его словно специально сохранялись для будущего прославления.
Господь сохранял Своего угодника, чтобы тот мог хранить и оберегать других. Святой Аристоклий — икона благотворного дара Духовного Совета и делания добра в смиренной тишине вопреки бурям всяческих перемен.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. Об образе русской армии в трудах Александра Михайловского-Данилевского

Сегодня 6 сентября. В этот день в 1790 году родился русский военный историк Александр Михайловский-Данилевский.
Об образе русской армии в его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Иванович Михайловский-Данилевский — блестящий писатель с собственным литературным стилем, военный историк. Он оставил нам одно из самых выразительных, красочных и искренних описаний вступления русской армии-победительницы в Париж. Армии, возглавляемой монархом Александром Благословенным.
До сих пор ходят легенды о том, как русская армия, чинная в победоносном блеске, без малейших посигновений на мародерство, варварство, вошла в Париж, город своей мечты, произведя неотразимое впечатление на тамошних жителей. Не было разбито ни одной витрины. Государь-император призвал армию забыть все зверства, чинимые жестоким неприятелем в России, и явить то великодушие, благородство, которое к лицу воинам-христианам.
Александр Михайловский-Данилевский описывает общий восторг жителей, толпившихся на дорогах, на балконах, теснящих друг друга, лишь бы увидеть монарха России.
Мы благодарны Александру Михайловскому-Данилевскому за эти удивительные страницы, прикоснуться к которым может каждый из наших слушателей, если раскроет для себя этот живописный отчёт о кампании 1812–1814 годов.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. О пользе и объединяющем факторе чтения

Сегодня 6 сентября. Международный день чтения книг.
О пользе и объединяющем факторе чтения — священник Захарий Савельев.
Книга объединяет разные поколения. Книга объединяет людей с одинаковыми взглядами на жизнь и с одинаковыми предпочтениями в каком-то интеллектуальном пространстве. Но книга объединяет также людей разных взглядов, людей разных культур.
Наверное, самая важная книга, безусловно, для православного человека — это Евангелие, это благая весть. Книга — это тоже собрание разных смыслов, разных историй. В содержании находится дробление по главам, перечень разных отрывков произведения или какой-то исторической книги.
И всё это книга, даже своим внешним образом, объединяет переплетом, который не даёт страницам вырваться из общего контекста, из общего материала. Поэтому даже сам внешний вид книги напоминает нам о единстве разных мнений, о единстве суждений.
Но и самое главное, если мы возьмём самую главную книгу человечества, то есть Святое Евангелие, ведь разные взгляды, разные культуры апостолов. В Новом Завете мы видим, как разные люди с разным характером, с разным образом жизни, с разными привычками, по-своему описывают одного Господа Иисуса Христа, и их объединяет Господь.
Также и добрая книга, которая обязательно будет нести в себе образ Евангелия, христианские корни либо самого произведения, либо автора, который написал это произведение, объединяет разных людей, разные поколения и разные взгляды.
Все выпуски программы Актуальная тема