
Рим., 112 зач., XIII, 11 — XIV, 4.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь совершает праздник в честь рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот праздник богослужебным уставом отнесён к разряду великих. Великим он является и по своей сути, ведь Иоанн Предтеча — тот человек, о котором Христос сказал, как о величайшем из всех людей: «Из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Вполне естественно, что христиане не могут спорить с такой характеристикой, прозвучавшей из уст Воплощённого Бога, а потому мы чтим Христова Крестителя и стараемся учиться у него. Сделать это нам помогает Церковь, которая в том числе и через особым образом подобранные отрывки Нового Завета направляет нашу мысль к размышлениям о сути жизненного подвига Иоанна Предтечи. Сегодня в храмах звучит именно такой отрывок, он взят из 13-й и 14-й глав Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Легко заметить, что в этом фрагменте Послания апостола Павла к Римлянам Иоанн Предтеча никак не упоминается. Он не назван, на него нет и намёка. Павел написал эти слова совершенно по иному поводу, и очевидно, что апостол вовсе не думал во время написания об Иоанне, о его жизни, служении и трагической мученической кончине. Павел думал о другом, он хотел донести до своих адресатов довольно незатейливую мысль, которая, конечно же, прекрасно известна всем христианам: не стоит никого осуждать, не стоит и заглядывать в чужую тарелку, допытываясь, кто, что и сколько ест, потому что еда ни о чём не говорит и ничто не определяет, а Бог смотрит не в тарелку, Бог смотрит в душу человека, туда, куда никто, кроме Бога, заглянуть не в состоянии.
Иоанн Предтеча был эталонным аскетом. Он жил в пустыне, почти ничего не ел, много молился, одевался в крайне непритязательную одежду, которую в строгом смысле и одеждой то нельзя назвать, Иоанн, как мы знаем из Евангелия от Матфея, носил нечто, сотканное из невероятно колючей верблюжьей шерсти, позднее подобную одежду начали носить некоторые монахи христианской древности, носили они её на голое тело с тем, чтобы умерщвлять телесные похоти. Вообще, Иоанн Предтеча был, есть и будет образцом для каждого монашествующего. Но слова Христа об Иоанне как о большем среди людей связаны вовсе не с аскетизмом Предтечи, если бы дело было лишь в аскетизме, то Спаситель призывал бы Своих слушателей подражать Иоанну именно в этом, но Христос, говоря об Иоанне, делал акцент на пророческом служении Своего Предтечи. Иоанн был пророком, и как сказал Христос, Иоанн превосходил пророков (см. Лк.7:26). Суть же пророческого служения состоит в возвещении людям воли Божией, а делать это можно очень по-разному. Можно, к примеру, пытаться адаптировать слова Бога к человеческому восприятию, можно пытаться оказывать внутреннее сопротивление Божиим словам, понимая, что, если сказать и сделать так, как повелевает Бог, то есть риск навлечь на себя человеческий гнев и поплатиться жизнью. Иоанн же ничего не боялся, он делал и говорил то, что должен был делать и говорить, и по этой причине был предан смерти.
Апостол Павел, упоминая о пище как о чём-то не самом важном, пытался подтолкнуть своих адресатов к тому же самому: чтобы они начали думать не о второстепенном, а о существенно важном, о том, как быть для других людей проводниками не пищевого регламента, а воли Божией, которая вовсе не сводится к каким бы то ни было ритуальным предписаниям. Иными словами, апостол Павел, не упоминая Предтечу, учил быть такими, каким был больший из всех людей святой Пророк Божий и Креститель Спасов Иоанн.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.08.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 182 зач., VI, 11-16

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем книги Нового Завета, нам не стоит забывать, что первоначально они не имели привычную нам форму, в их тексте не было разделения на главы и абзацы, разделения на строки тоже не было; листы, на которых написан текст, не имели нумерации, и не были сшиты между собой, а некоторые из листов существенным образом пострадали во время путешествий. Поэтому не стоит ожидать от книг Нового Завета привычной нам гладкости повествования, ведь может оказаться, что какие-то листы были перепутаны, а некоторые и вовсе изначально были частью совсем другой книги. Учёные предполагают, что именно так произошло с 6-й главой Второго послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие,- говорю, как детям,- распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Нам достаточно быть внимательными людьми, чтобы понять: только что прозвучавший отрывок апостольского послания к Коринфянам какой-то странный. Сначала апостол Павел написал о своём отношении к общине Коринфа, сказал, что его сердце открыто для них, и что он надеется на взаимность, а сразу после этого внезапно начинается разговор про попытки совмещения праведности и греха, что, конечно же, невозможно, а потому человек должен избрать что-то одно, и вполне очевидно, каким должен быть выбор христиан. Странность прозвучавшего отрывка современные учёные объясняют довольно простым образом: мы имеем дело со вставкой, которая первоначально относилась к какому-то иному посланию апостола Павла, возможно, к тому, которое не сохранилось, и было отправлено в Коринф прежде известного нам Первого послания к Коринфянам.
Конечно, особенности услышанного нами отрывка не делают его менее важным; его происхождение любопытно, и не более того, а потому нам стоит обратить внимание на суть прозвучавших слов. С одной стороны, они довольно просты: апостол Павел любил своих духовных чад, он многое делал для них, и вполне естественно, что он ожидал от них взаимности. Впрочем, здесь важно заметить, что взаимная любовь христиан — вовсе не равна взаимной любви во внехристианских сообществах или же взаимной любви в обыденном смысле этого понятия; любовь христиан друг ко другу берет своё основание во Христе, и не зависит от каких бы то ни было личных качеств людей. Своими словами апостол Павел призывал не только к доброжелательному отношению к самому себе, то есть к Павлу; апостол призывал к исполнению Христовой заповеди, ведь никто не сможет обрести спасение, если пренебрежёт словами Христа.
Дальнейшие слова прозвучавшего сегодня отрывка тоже просты и в достаточной мере очевидны: попросту глупо думать, что есть какая-то возможность служить и Богу, и Его противнику. Как мы помним, сама евангельская история показывает, что ни у кого не получилось успешно пройти по этому пути.
Бог требует от нас сделать выбор. Собственно, так было с момента сотворения человека: Адаму было предложено выбрать — либо он слушает Бога, либо он избирает другой путь. Адам попытался и вкусить запретный плод, и остаться в раю, но у него, как мы помним, это не получилось, ведь сам рай — это ничто иное, как общение с Богом, не подразумевающее и намёка на возможность измены Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианское отношение к смерти». Протоиерей Дионисий Лобов

У нас в студии клирик московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне протоиерей Дионисий Лобов.
Мы говорили о христианском отношении к смерти и о том, как принимать и переживать расставание с уходящими из земной жизни близкими.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер