Рим., 112 зач., XIII, 11 — XIV, 4.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь совершает праздник в честь рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот праздник богослужебным уставом отнесён к разряду великих. Великим он является и по своей сути, ведь Иоанн Предтеча — тот человек, о котором Христос сказал, как о величайшем из всех людей: «Из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Вполне естественно, что христиане не могут спорить с такой характеристикой, прозвучавшей из уст Воплощённого Бога, а потому мы чтим Христова Крестителя и стараемся учиться у него. Сделать это нам помогает Церковь, которая в том числе и через особым образом подобранные отрывки Нового Завета направляет нашу мысль к размышлениям о сути жизненного подвига Иоанна Предтечи. Сегодня в храмах звучит именно такой отрывок, он взят из 13-й и 14-й глав Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Легко заметить, что в этом фрагменте Послания апостола Павла к Римлянам Иоанн Предтеча никак не упоминается. Он не назван, на него нет и намёка. Павел написал эти слова совершенно по иному поводу, и очевидно, что апостол вовсе не думал во время написания об Иоанне, о его жизни, служении и трагической мученической кончине. Павел думал о другом, он хотел донести до своих адресатов довольно незатейливую мысль, которая, конечно же, прекрасно известна всем христианам: не стоит никого осуждать, не стоит и заглядывать в чужую тарелку, допытываясь, кто, что и сколько ест, потому что еда ни о чём не говорит и ничто не определяет, а Бог смотрит не в тарелку, Бог смотрит в душу человека, туда, куда никто, кроме Бога, заглянуть не в состоянии.
Иоанн Предтеча был эталонным аскетом. Он жил в пустыне, почти ничего не ел, много молился, одевался в крайне непритязательную одежду, которую в строгом смысле и одеждой то нельзя назвать, Иоанн, как мы знаем из Евангелия от Матфея, носил нечто, сотканное из невероятно колючей верблюжьей шерсти, позднее подобную одежду начали носить некоторые монахи христианской древности, носили они её на голое тело с тем, чтобы умерщвлять телесные похоти. Вообще, Иоанн Предтеча был, есть и будет образцом для каждого монашествующего. Но слова Христа об Иоанне как о большем среди людей связаны вовсе не с аскетизмом Предтечи, если бы дело было лишь в аскетизме, то Спаситель призывал бы Своих слушателей подражать Иоанну именно в этом, но Христос, говоря об Иоанне, делал акцент на пророческом служении Своего Предтечи. Иоанн был пророком, и как сказал Христос, Иоанн превосходил пророков (см. Лк.7:26). Суть же пророческого служения состоит в возвещении людям воли Божией, а делать это можно очень по-разному. Можно, к примеру, пытаться адаптировать слова Бога к человеческому восприятию, можно пытаться оказывать внутреннее сопротивление Божиим словам, понимая, что, если сказать и сделать так, как повелевает Бог, то есть риск навлечь на себя человеческий гнев и поплатиться жизнью. Иоанн же ничего не боялся, он делал и говорил то, что должен был делать и говорить, и по этой причине был предан смерти.
Апостол Павел, упоминая о пище как о чём-то не самом важном, пытался подтолкнуть своих адресатов к тому же самому: чтобы они начали думать не о второстепенном, а о существенно важном, о том, как быть для других людей проводниками не пищевого регламента, а воли Божией, которая вовсе не сводится к каким бы то ни было ритуальным предписаниям. Иными словами, апостол Павел, не упоминая Предтечу, учил быть такими, каким был больший из всех людей святой Пророк Божий и Креститель Спасов Иоанн.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер