
Наталия Лангаммер
Однажды я услышала выражение: «Господи, я хочу быть перчаткой на Твоей руке». Оно мне не просто понравилось. Я очень захотела его прочувствовать. И конечно же, дерзнуть тоже этого попросить — стать перчаткой на руке Бога.
Столь изящную фразу произнес творческий человек. И фраза отозвалась в моей тоже творческой душе. Я по профессии журналист. Как доносить людям информацию, как рассказывать — учили. А вот о чем? Тему, которой горю, обрела только с приходом в Церковь. О Христе! Как же это интересно!
Но как можно сметь это делать самой, опираясь на свой разум и профессиональный опыт? Это неподъемная ответственность, колоссальный, неоправданный риск. Да и все равно не получится. Только с молитвой. Только просить Господа быть проводником Его послания.
И тут я услышала эту фразу про перчатку на руке. Перчатка на руке хирурга. Она такая тонкая! Полностью повторяет контуры его кисти. Если я прошу Бога сделать меня такой, как же близко к Нему нужно оказаться!
В тот период я монтировала фильм «Свидетельство о любви». История любви и веры семьи священника. Про счастье в семье рассказывать сложно. Лукавый всегда против. Тогда за нашу съемочную группу молились сильно, всей общиной. Значит, и за меня тоже. И я молилась.
И однажды утром села в машину и решила представить, какого это — быть рядом со Христом. Он вообще где? На небе? Нет, он тут, с нами. Может, сидит рядом, на переднем сидении?
Ужас и потрясение! У меня полились градом слезы. Господи, ты тут? Здравствуй. Что я могу сказать? А что я говорю на исповеди: прости меня за все! Иначе как с Тобой разговаривать? Ой, как стыдно. Ты же знаешь все про меня. И сидишь смотришь. Рядом. Куда деться? Хотя, Ты же любишь! Значит, можно расслабиться. О чем еще говорить? Господи, я хочу тебя любить. Сказать, что люблю всей душой... тоже не честно будет. Это так трудно — подлинно Тебя, Боже, любить. Господи... что же еще? Христе... я хочу быть перчаткой на Твоей руке. В творчестве. В создании фильма. Можно?
Мне показалось Бог улыбнулся в ответ.
На монтаже мы с соавтором застопорились. Никак не строился один эпизод. И вдруг мне в голову пришла парадоксальная мысль. Ну, как, например, взять цветок и привязать веревкой к шкафу. Сопоставимо по степени абсурдности. Как мне виделось. Но мысль не отступала. Соавтор смотрел на меня с удивлением.
«И все-таки давай так сделаем» — сказала я. «По слову Твоему закину сети» — вспомнился святой апостол Петр. Он ведь был профессионал. И знал, что рыбы сейчас нет. Не поймать ничего. Но поверил Господу.
Нужно ли говорить, что это показавшееся сначала абсурдным решение, создало в фильме самый трогательный эпизод. Как прекрасно! Это не я придумала. Совсем не я. Христе мой, спасибо! Как восхитительно хоть несколько минут побыть перчаткой на Твоей руке! Твоей милостью. Спасибо за чудо!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
6 сентября. О духовных дарованиях преподобного Аристоклия (Амвросиева)

Сегодня 6 сентября. День памяти преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского, отошедшего ко Господу в 1918 году.
О его духовных дарованиях — священник Августин Соколовски.
Родившись в Оренбурге, святой Аристоклий провёл бо́льшую часть своей подвижнической жизни на Афоне. Но именно Москва стала тем местом, где по неисповедимому замыслу Божьему ему было суждено принести людям величайшее благо в служении.
Воспоминания современников свидетельствуют о даре духовного совета и старчества, которыми обладал святой, о силе его молитвы, которая однажды вернула зрение слепому. Старец словно разминулся во времени и пространстве с другими праведниками той эпохи. Амвросий Оптинский и Иоанн Кронштадтский были старше его, а Патриарх Тихон и даже Силуан Афонский — моложе.
Господь очевидно хранил святого Аристоклия на протяжении всей его жизни. В конце XIX века он был настоятелем русского афонского подворья в Москве, но затем был отозван. Таким образом, первая русская революция 1905 года не коснулась его, он оставался на Афоне.
Затем, буквально накануне споров о почитании имени Иисуса на Святой горе, Аристоклий был возвращён в Москву. Так он избежал драматических событий, разразившихся накануне Первой мировой войны, которые привели к массовому изгнанию русских монахов с Афона.
Наконец, вскоре после захвата власти в России большевиками, Господь призвал Аристоклия к себе. Буквально накануне разорения афонского подворья верующие настояли на погребении старца на Даниловском кладбище. Так промыслительно мощи его словно специально сохранялись для будущего прославления.
Господь сохранял Своего угодника, чтобы тот мог хранить и оберегать других. Святой Аристоклий — икона благотворного дара Духовного Совета и делания добра в смиренной тишине вопреки бурям всяческих перемен.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. Об образе русской армии в трудах Александра Михайловского-Данилевского

Сегодня 6 сентября. В этот день в 1790 году родился русский военный историк Александр Михайловский-Данилевский.
Об образе русской армии в его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Иванович Михайловский-Данилевский — блестящий писатель с собственным литературным стилем, военный историк. Он оставил нам одно из самых выразительных, красочных и искренних описаний вступления русской армии-победительницы в Париж. Армии, возглавляемой монархом Александром Благословенным.
До сих пор ходят легенды о том, как русская армия, чинная в победоносном блеске, без малейших посигновений на мародерство, варварство, вошла в Париж, город своей мечты, произведя неотразимое впечатление на тамошних жителей. Не было разбито ни одной витрины. Государь-император призвал армию забыть все зверства, чинимые жестоким неприятелем в России, и явить то великодушие, благородство, которое к лицу воинам-христианам.
Александр Михайловский-Данилевский описывает общий восторг жителей, толпившихся на дорогах, на балконах, теснящих друг друга, лишь бы увидеть монарха России.
Мы благодарны Александру Михайловскому-Данилевскому за эти удивительные страницы, прикоснуться к которым может каждый из наших слушателей, если раскроет для себя этот живописный отчёт о кампании 1812–1814 годов.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. О пользе и объединяющем факторе чтения

Сегодня 6 сентября. Международный день чтения книг.
О пользе и объединяющем факторе чтения — священник Захарий Савельев.
Книга объединяет разные поколения. Книга объединяет людей с одинаковыми взглядами на жизнь и с одинаковыми предпочтениями в каком-то интеллектуальном пространстве. Но книга объединяет также людей разных взглядов, людей разных культур.
Наверное, самая важная книга, безусловно, для православного человека — это Евангелие, это благая весть. Книга — это тоже собрание разных смыслов, разных историй. В содержании находится дробление по главам, перечень разных отрывков произведения или какой-то исторической книги.
И всё это книга, даже своим внешним образом, объединяет переплетом, который не даёт страницам вырваться из общего контекста, из общего материала. Поэтому даже сам внешний вид книги напоминает нам о единстве разных мнений, о единстве суждений.
Но и самое главное, если мы возьмём самую главную книгу человечества, то есть Святое Евангелие, ведь разные взгляды, разные культуры апостолов. В Новом Завете мы видим, как разные люди с разным характером, с разным образом жизни, с разными привычками, по-своему описывают одного Господа Иисуса Христа, и их объединяет Господь.
Также и добрая книга, которая обязательно будет нести в себе образ Евангелия, христианские корни либо самого произведения, либо автора, который написал это произведение, объединяет разных людей, разные поколения и разные взгляды.
Все выпуски программы Актуальная тема