
Однажды, было это в конце 19 века, полковник Павел Иванович Плиханков в зале военного штаба, где он служил, нашёл на столе журнал со статьёй о монастыре Оптина Пустынь, что в Калужской губернии. Обитель эта была ему незнакома. Прочитав статью, он очень заинтересовался и захотел непременно побывать в монастыре. Пройдёт немного времени, и полковник Павел Иванович Плиханков станет монахом Оптиной Пустыни, известным на всю Россию старцем — преподобным Варсонофием Оптинским. Эту историю о первом его знакомстве с обителью мы найдём на страницах книги «Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовные беседы. Келейные записки».
Как сообщают в предисловии составители, сборник представляет собой полное издание духовного наследия схиархимандрита Варсонофия. И включает в себя все сохранившиеся тексты его бесед, дневник, а также духовные стихотворения. Беседы старца преподносятся читателю в том виде, в каком были записаны в начале ХХ века. Они не подвергались литературной обработке, поэтому в них явственно слышится живой язык старца Варсонофия Оптинского. Другими словами, книгу можно считать настоящей личной встречей со святым.
Речь батюшки Варсонофия, простая и понятная, полна метких сравнений, метафор, примеров из жизни — собственной и не только. Так, например, в беседе от 22 октября 1911 года старец рассуждает о счастье. И рассказывает историю о том, как на всемирной выставке технических достижений в Париже побывал один профессор Оксфордского университета. Вернувшись, он рассказал студентам о том, сколько всевозможных машин увидел на выставке. И только одной так и не нашёл — машины, делающей людей счастливыми. «Счастья не создать без Христа, — заключает преподобный Варсонофий Оптинский. — и благо тому человеку, который за счастьем не гонится, но возлагает всё упование своё на Спасителя».
Весьма любопытны келейные записки батюшки Варсонофия — своеобразный дневник, где в алфавитном порядке старец выписал духовные мысли о самых разных вещах и понятиях. Вот, к примеру, что он пишет об искусстве: «Произведения искусства услаждают не одною красотой внешней формы, но особенно — красотою внутреннего содержания, красотою идеальною. Это гости из области духа. Красоту Божию созерцать есть потребность духа, есть его жизнь. В прекрасных формах душа ищет выражения невидимого мира». Здесь же мы найдём краткие и лаконичные записи батюшки о том, как прошёл монастырский день. Например, узнаем, что 8 сентября 1892 года на Литургии было много прихожан из Козельска. А на монастырской трапезе подавали яблоки и груши. Такие мелочи помогают живо представить всё своими глазами.
А в духовных стихах преподобного Варсонофия Оптинского, собранных в книге «Духовные беседы. Келейные записки», отчётливо звучит тема судьбы нашей страны. Для отца Варсонофия эта тема неразрывно связана с Православием. Вот, к примеру, его поэтические строки, посвящённые России: «В тебе таится сила возрожденья \ Народов мира. К свету Воскресенья \ И в Царство Жизни, радости полна, \ Ты поведёшь их мощною десницей, \ И плод духовный возрастишь сторицей,\ Блаженная, счастливая страна!»
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема