Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Без малого две тысячи лет назад апостол Павел написал несколько прекрасных посланий, в этих посланиях сказано всё, что необходимо знать о Боге и о том, каким образом в повседневной жизни можно оставаться верным Богу. Послания апостола Павла переведены почти на все языки мира, на многие языки, в том числе и на русский, они переведены неоднократно, но несмотря на всё это, мы либо не знаем павловых слов, либо не обращаем на них особого внимания. Сегодня в наших храмах читается отрывок из 12-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, давайте послушаем его и попытаемся дать себе честный ответ на вопрос о том, в какой степени мы готовы следовать тем рекомендациям, которые даёт апостол.
Глава 12.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Слова апостола просты и доходчивы, так можно сказать далеко не о всех его посланиях, но в данном случае это именно так: Павел даёт очень простые рекомендации, следуя которым любой христианин может оставаться в единстве с другими христианами и Богом.
Павел начинает своё увещевание с напоминания о том, что все мы представляем собой сущностное единство, то есть «одно тело во Христе». Эта мысль апостола в высшей степени важна, потому что именно её необходимо держать в памяти и в сердце всякий раз, когда возникает вопрос относительно того, каким образом стоит вести себя по отношению к другому человеку, и её же стоит не упускать из внимания при чтении дальнейших слов апостола, который написал, что мы должны «радоваться с радующимися и плакать с плачущими».
Действительно, если человек ощущает себя единым телом во Христе с другими христианами, то он не может не чувствовать боль или радость другого человека, точно так же, как он не может не чувствовать боль в собственной руке или ноге в случае получения травмы. Если же он травму получил, а боль не почувствовал, то это указывает на некоторую дисфункцию организма, которая нуждается в лечении. В лечении нуждается и тот, кто совершенно равнодушен к боли и радости другого человека, и ещё большее лечение необходимо тому, кто радуется при виде чужой боли и плачет от радости другого. Если продолжать предложенный апостолом Павлом образ, то такой человек больше всего похож, пожалуй, на злокачественную опухоль в теле, и неслучайно при размышлении о взаимоотношениях между христианами апостол вспоминает страшные слова библейской книги Второзаконие: «У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них» (Втор. 32:35). По мысли апостола эти слова можно отнести и к тем, кто не способен сохранять мир внутри христианской общины, кто поступает не так, как стоит поступать члену единого Христова тела, кто воздаёт злом за зло, кто слишком высоко мыслит о себе и проявляет надменность.
Перспектива, которую обозначил апостол, поистине страшная. Очень не хотелось бы, чтобы она стала реальностью хотя бы для одного человека, но за всех мы ответить, конечно же, не можем, мы можем нести ответственность лишь за себя самих, а потому слова апостола Павла необходимо не только помнить, их необходимо исполнять и не бояться при этом не соответствовать общепринятым нормам поведения в том случае, если они не совпадают с нормами Нового Завета.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







