
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл однажды заметил: «Современному человеку Библию понимать довольно трудно. Встречая непривычные литературные формы и образы, неподготовленный читатель недоумённо пожимает плечами». В помощь людям, живущим в эпоху твитов и лайков, но желающим настроиться на вдумчивое чтение и понимание текстов Священного Писания, в издательстве «Воскресение» выпустили двухтомник «Краткая Библия».
Автор книги — Сергей Воробьёв, преподаватель библейской археологии в Николо-Угрешской духовной семинарии. Простым и увлекательным, а главное, современным языком он излагает основные события Ветхого и Нового Завета, попутно поясняя их исторический и богословский контекст.
В первом томе — «Ветхозаветные события» — автор не просто представляет обзорные сведения о времени с момента сотворения мира и до Рождества Христова, но разворачивает панораму Священной истории в её главном контексте взаимоотношений людей с Богом. Стиль повествования — максимально простой, не отягощённый терминами и назидательными интонациями. Как специалист по библейской археологии, Сергей Воробьёв сопровождает многие эпизоды Священной истории сведениями о научных открытиях, подтверждающих подлинность описанных событий. К примеру, публикует фотографии артефактов. Читатель своими глазами увидит найденные при раскопках в семидесятых годах ХХ века клинописные каменные таблички из древнего города Эблы. На них учёные обнаружили имена некоторых библейских личностей, а также городов Содома и Гоморры.
Сергей Воробьёв обращает внимание читателей на то, как изменялась жизнь еврейского народа в зависимости от того, оставался ли он верным Богу или отворачивался от Него. Особо подчёркивает автор мессианскую сущность Ветхого Завета, наполненного предзнаменованиями и пророчествами о пришествии Христа как Сына Божия и искупителя грехов человечества.
Излагая историю Нового Завета — от Рождества Христова и до Вознесения — автор буквально в нескольких штрихах, но выпукло и ярко обрисовывает его главные образы и позволяет читателю легко представить себе, например, грандиозную фигуру Иоанна Крестителя, сборщика налогов Матфея и простых рыбаков Петра и Андрея.
Кратко пересказывая Ветхий и Новый Завет, Сергей Воробьёв делает повествование единым, цельным полотном, не разграничивая его чётко по Евангелиям или ветхозаветным книгам. Возможно, таким образом, он хотел подчеркнуть, что «Краткая Библия», каким бы увлекательным языком ни была она изложена, отнюдь не заменит обращения к первоисточнику, а может лишь подготовить к знакомству с ним.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема