
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл однажды заметил: «Современному человеку Библию понимать довольно трудно. Встречая непривычные литературные формы и образы, неподготовленный читатель недоумённо пожимает плечами». В помощь людям, живущим в эпоху твитов и лайков, но желающим настроиться на вдумчивое чтение и понимание текстов Священного Писания, в издательстве «Воскресение» выпустили двухтомник «Краткая Библия».
Автор книги — Сергей Воробьёв, преподаватель библейской археологии в Николо-Угрешской духовной семинарии. Простым и увлекательным, а главное, современным языком он излагает основные события Ветхого и Нового Завета, попутно поясняя их исторический и богословский контекст.
В первом томе — «Ветхозаветные события» — автор не просто представляет обзорные сведения о времени с момента сотворения мира и до Рождества Христова, но разворачивает панораму Священной истории в её главном контексте взаимоотношений людей с Богом. Стиль повествования — максимально простой, не отягощённый терминами и назидательными интонациями. Как специалист по библейской археологии, Сергей Воробьёв сопровождает многие эпизоды Священной истории сведениями о научных открытиях, подтверждающих подлинность описанных событий. К примеру, публикует фотографии артефактов. Читатель своими глазами увидит найденные при раскопках в семидесятых годах ХХ века клинописные каменные таблички из древнего города Эблы. На них учёные обнаружили имена некоторых библейских личностей, а также городов Содома и Гоморры.
Сергей Воробьёв обращает внимание читателей на то, как изменялась жизнь еврейского народа в зависимости от того, оставался ли он верным Богу или отворачивался от Него. Особо подчёркивает автор мессианскую сущность Ветхого Завета, наполненного предзнаменованиями и пророчествами о пришествии Христа как Сына Божия и искупителя грехов человечества.
Излагая историю Нового Завета — от Рождества Христова и до Вознесения — автор буквально в нескольких штрихах, но выпукло и ярко обрисовывает его главные образы и позволяет читателю легко представить себе, например, грандиозную фигуру Иоанна Крестителя, сборщика налогов Матфея и простых рыбаков Петра и Андрея.
Кратко пересказывая Ветхий и Новый Завет, Сергей Воробьёв делает повествование единым, цельным полотном, не разграничивая его чётко по Евангелиям или ветхозаветным книгам. Возможно, таким образом, он хотел подчеркнуть, что «Краткая Библия», каким бы увлекательным языком ни была она изложена, отнюдь не заменит обращения к первоисточнику, а может лишь подготовить к знакомству с ним.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов