Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Многие наши современники склонны воспринимать христианство как свод этических правил и религиозных предписаний, как нечто, сравнимое с правилами дорожного движения: одно можно, другое нельзя, одно допустимо, иное категорически непозволительно. Такое воззрение вполне удобно и практично, но его сложно соотнести с тем пониманием христианства, которое выражено в апостольских посланиях, в частности, в 6-й главе Послания апостола Павла к Римлянам. Отрывок из этой главы сегодня звучит в храмах, давайте послушаем его.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Апостол Павел написал римским христианам о некоем «рабстве праведности», это рабство он противопоставил иному — «рабству нечистоте и беззаконию». Мысль апостола легко понять, если представить то, какие внутренние механизмы заставляют человека совершать тот или иной грех: в большинстве случаев грехи никак не связаны с желанием самого человека, они представляют собой нечто такое, что происходит помимо нашей воли. Использованное апостолом Павлом слово «рабство» здесь в высшей степени уместно: раб далеко не всегда хочет заниматься тем, что повелевает ему хозяин, раб, может быть, хотел бы отдохнуть, но он вынужден работать, он, возможно, хотел бы поливать цветы, но вместо этого он вынужден вычищать выгребную яму. Подобное происходит и с нами в отношении греха: мы хотели бы жить так, чтобы совесть была спокойна и чиста, но вместо этого с пугающей регулярностью умудряемся делать и говорить то, из-за чего бывает мучительно стыдно. Об этом печальном положении дел апостол Павел написал в следующей — седьмой — главе Послания к Римлянам: «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18–19).
Вместе с этим, по мнению апостола Павла, неизбежное тяготение ко греху после крещения — это не что иное, как сила инерции и привычки, а также, возможно, влияние общественных установок, которые заставляют человека реагировать на те или иные ситуации определённым образом, вовсе не так, как-то повелевает делать Евангелие. К примеру, повинуясь общественной парадигме, мы склонны полагать, что правильной реакцией на оскорбление является аналогичное действие, но никак не молитва об оскорбляющих, тогда как путь христианина должен быть иным, таким, какой показал нам Господь Иисус Христос во время Распятия: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Впрочем, оскорбления — это лишь пример того, каким образом христиане против своей воли и данной нам Богом внутренней силы подчиняются общественным установкам и сформированной ими привычке.
Апостол Павел неоднократно подчёркивал, что у христиан есть внутренняя свобода и сила для того, чтобы жить иначе, чтобы перестать повиноваться закону греха и в полной мере отдать себя в «рабство праведности». Последующая христианская аскетическая литература с изумительной тщательностью раскрыла практические аспекты рабства праведности, но самое важное — это понимание того, что у нас есть возможность быть свободными от «нечистоты и беззакония», мы можем жить иначе, если, конечно, захотим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
8 февраля. О почитании новомучеников

Сегодня 8 февраля. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
О почитании новомучеников — клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.
По воспоминаниям современников, большинство духовенства, ну или, по крайней мере, значительная его часть, Русской Православной Церкви в начале XX века, была очень далека в своей жизни от тех нравственных евангельских идеалов, к которым она должна была призывать себя и свою паству. И некоторые подвижники благочестия со скорбью говорили, что именно по этой причине падение нравов, и фактически для Церкви и для России нет спасения в будущем.
Но, как мы видим, громадное количество новомучеников, которые стали святыми в период гонений, говорит о том, что Церковь была, есть и будет живой, будет телом Христовым, и до скончания века не оскудеет в ней ни подвижничество, ни святость, ни мученичество.
А молиться новомученикам, тем, чьё житие вам близко, называть своих детей в честь новомучеников — это было бы очень хорошей традицией для современных поколений христиан.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 февраля. О Поминовении всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову

Сегодня 8 февраля. О Поминовении всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, совершаемом Церковью в этот день, — настоятель храма блаженной Ксении Петербургской города Казани священник Александр Ермолин.
Сегодня мы особенно сугубо вспоминаем тех людей, которые пострадали за Христа в годы гонений. Это новомученики, исповедники Церкви Русской. И конечно же, их число гораздо больше, чем тех, кто был канонизирован, потому что многие пострадали за Христа, но мы не знаем их имён, мы не знаем их подвигов, а мы прекрасно помним, что святые — это в первую очередь пример для подражания.
И вот сегодня мы молитвенно обращаемся к тем, кто свят, кто просиял в этом подвиге. Мы просим у Бога прощения прегрешений, вольных и невольных, для тех людей, которые пострадали за Христа, но пока мы не признали их святости, они ещё пока для нас не являются такими примерами.
И конечно же, для нас с вами, спустя уже много времени после этих гонений, очень важно помнить, что бывают времена в истории Церкви, когда Господь тебя призывает быть свидетелем. Ведь именно так переводится слово «мученик». Вот это дословный перевод. И это очень важно.
И нужно помнить, что Господь всегда может дать такие возможности для мученичества, для исповедничества. А нам всегда нужно быть стойкими в вере и готовыми дать ответ внешнему миру о своей христианской вере.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 февраля. О духовном смысле возвращения блудного сына к Небесному Отцу
Сегодня 8 февраля. Неделя о блудном сыне.
О духовном смысле возвращения блудного сына к Небесному Отцу — епископ Покровский и Новоузенский Феодор.
Один мудрый духовный человек сказал, что если бы когда-нибудь потерялось Евангелие и остался бы только текст этой притчи, то его было бы достаточно, чтобы показать нам, с одной стороны, любовь Бога Отца к человеку, а с другой — возможность человека вернуться к своему Отцу. И не только это, а также и всё величие связи между Богом и человеком, и Его отеческое отношение к человеку, который есть чадо Божие.
В этой притче каждый человек может увидеть себя на разных этапах своей жизни. Каждый из нас в своём житейском опыте расточал это богатство божественной любви, богатство, данное нам Богом при нашем сотворении. Этот блуд может и не быть внешним, но душевным, духовным и интеллектуальным. В своей гордости, эгоизме, самохвальстве мы растратили богатство своего божественного происхождения.
Конечно, кто обрёл путь и вернулся обратно, те обязательно опять нашли открытыми объятия Отца. Это подаёт надежду всем нам, мёртвым и пропавшим, потому что у нас есть надежда на жизнь.
Мы не можем умереть в церкви, поскольку Христос есть Жизнодавец. Он — сама жизнь, и мы не можем погибнуть, ибо Он пришёл, чтобы отыскать пропавшую овцу, каковой является каждый из нас, ищущих смысл жизни в обманчивых вещах.
Все выпуски программы Актуальная тема











