
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Многие наши современники склонны воспринимать христианство как свод этических правил и религиозных предписаний, как нечто, сравнимое с правилами дорожного движения: одно можно, другое нельзя, одно допустимо, иное категорически непозволительно. Такое воззрение вполне удобно и практично, но его сложно соотнести с тем пониманием христианства, которое выражено в апостольских посланиях, в частности, в 6-й главе Послания апостола Павла к Римлянам. Отрывок из этой главы сегодня звучит в храмах, давайте послушаем его.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Апостол Павел написал римским христианам о некоем «рабстве праведности», это рабство он противопоставил иному — «рабству нечистоте и беззаконию». Мысль апостола легко понять, если представить то, какие внутренние механизмы заставляют человека совершать тот или иной грех: в большинстве случаев грехи никак не связаны с желанием самого человека, они представляют собой нечто такое, что происходит помимо нашей воли. Использованное апостолом Павлом слово «рабство» здесь в высшей степени уместно: раб далеко не всегда хочет заниматься тем, что повелевает ему хозяин, раб, может быть, хотел бы отдохнуть, но он вынужден работать, он, возможно, хотел бы поливать цветы, но вместо этого он вынужден вычищать выгребную яму. Подобное происходит и с нами в отношении греха: мы хотели бы жить так, чтобы совесть была спокойна и чиста, но вместо этого с пугающей регулярностью умудряемся делать и говорить то, из-за чего бывает мучительно стыдно. Об этом печальном положении дел апостол Павел написал в следующей — седьмой — главе Послания к Римлянам: «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18–19).
Вместе с этим, по мнению апостола Павла, неизбежное тяготение ко греху после крещения — это не что иное, как сила инерции и привычки, а также, возможно, влияние общественных установок, которые заставляют человека реагировать на те или иные ситуации определённым образом, вовсе не так, как-то повелевает делать Евангелие. К примеру, повинуясь общественной парадигме, мы склонны полагать, что правильной реакцией на оскорбление является аналогичное действие, но никак не молитва об оскорбляющих, тогда как путь христианина должен быть иным, таким, какой показал нам Господь Иисус Христос во время Распятия: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Впрочем, оскорбления — это лишь пример того, каким образом христиане против своей воли и данной нам Богом внутренней силы подчиняются общественным установкам и сформированной ими привычке.
Апостол Павел неоднократно подчёркивал, что у христиан есть внутренняя свобода и сила для того, чтобы жить иначе, чтобы перестать повиноваться закону греха и в полной мере отдать себя в «рабство праведности». Последующая христианская аскетическая литература с изумительной тщательностью раскрыла практические аспекты рабства праведности, но самое важное — это понимание того, что у нас есть возможность быть свободными от «нечистоты и беззакония», мы можем жить иначе, если, конечно, захотим.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О почитании Апостола Иакова Алфеева на Руси

Сегодня 22 октября. Церковь чтит память Апостола Иакова Алфеева.
О его почитании на Руси — протоиерей Максим Горожанкин.
Священное предание не сохранило каких-либо точных сведений об апостоле Иакове Алфееве. Но при этом святой апостол почитается глубоко в Православной Церкви и в Русской Православной Церкви, в частности.
Так, в Алатырской епархии, в городе Алатыре, есть храм, посвящённый святому апостолу Иакову Алфееву. Этот храм разделил судьбу многих храмов на Руси. Его священнослужители, его настоятели бывали арестованы, и один из настоятелей, отец Владимир, был осуждён на 10 лет тюремного заключения. Вслед за ним за веру Христову были осуждены и некоторые прихожане этого святого храма. Сам отец Владимир принял мученическую смерть, он был расстрелян.
Но, милостью Божией, в наши дни этот храм восстановлен. Он, как принято говорить, является действующим. В нём совершаются богослужения, совершаются таинства.
И дай Господь, чтобы тот святой апостол, о котором мы мало знаем, знал многое о нас. И в молитвенном предстательстве к нему мы обретали утешение и благодатную помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О служении Александра Княжевича

Сегодня 22 октября. В этот день в 1792 году родился русский государственный деятель, министр финансов, сенатор Александр Княжевич.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Княжевич — русский государственный деятель, одно время занимавший пост министра финансов с 58 по 59 год XIX столетия, сенатор, член Госсовета.
Что можно сказать об Александре Максимовиче? Человек умеренных взглядов, он избегал крайностей,и поэтому принёс немало пользы России во времена реформ Александра II, отмены крепостного права, сложных вопросов финансов. Он держался умеренности, поддерживая те проекты, которые помогали России оставаться стабильной, и не шёл на риски.
И понимал, что для государства самое главное — умеренность и аккуратность, стабильность, умение избегать тех неоправданных рисков, которые сулят золотые горы, а завершиться могут коллапсом и фиаско.
Но факт остаётся фактом. Если ты оказался на государственной службе, будь созидателем, всегда придерживайся системного подхода. Сам вкладывай свою лепту в служение Отечеству, в том, чтобы, сохраняя сердечный мир, ясность ума и спокойствие души, позитивно влиять на окружающих в наше непростое, турбулентное время.
Все выпуски программы Актуальная тема