
— Смотрите, Маргарита Константиновна, какая картина — солнечная, яркая! «Тёплый день» называется.
— Я очень люблю эту работу Анатолия Левитина, Наташа. Непременно стараюсь уделить ей время, когда прихожу сюда, в Русский музей Санкт-Петербурга. Картина лаконичная и жизнерадостная. В изображении нет ни одной случайной детали. Девушка сидит на подоконнике у распахнутого окна в многоэтажном доме. Лица героини почти не видно, она смотрит на улицу. Внизу видны крыши домов, согретые солнцем. Свет заливает комнату, блики лежат на паркетном полу.
— Интересно, какое это время года?
— Мне кажется, весна. На полу у подоконника мы видим глубокие чёрные туфли на каблуке, которые девушка только что сняла — они явно не предназначены для жары. Видимо, действие картины происходит в один из тех апрельских или майских деньков, когда утром ещё прохладно, а к обеду начинает припекать. Героиня даже сбросила кофточку — вот она, на табурете.
— Почему-то кроме этого табурета в комнате не видно мебели.
— Так художник подсказывает нам, что жильцы ещё не заселились. Дом недавно достроен. Юная хозяйка пришла, чтобы отмыть комнату от строительной пыли — видишь, на полу стоит ведро с водой.
— Весна, приятные хлопоты перед новосельем — представляю, как девушке радостно на пороге новой жизни!
— Именно этого и хотел Анатолий Левитин — чтобы зрители сопереживали счастью героини.
— А художник знал её? Может быть, это его дочь?
— Нет, у художника было два сына, Андрей и Дмитрий. В 1957 году, когда отец работал над картиной «Тёплый день», старшему исполнилось десять, младшему семь лет. А с девушкой Левитин не был знаком, она стала героиней полотна совершенно случайно.
— Случайно?
— Да. Анатолий Павлович гостил в Сталинграде — так в то время назывался Волгоград. Художника потрясло масштабное строительство — город, лежавший в руинах после Великой Отечественной войны, на глазах вырастал, обретал новые очертания. Левитин захотел непременно запечатлеть на полотне это возрождение. Ему разрешили походить по новостройкам в поисках подходящей натуры. Двери в одной из квартир были открыты, и в проёме он увидел девушку на подоконнике.
— Маргарита Константиновна, а вас не удивляет, что именно этот трогательный сюжет стал для художника символом возрождения города? Ведь он мог изобразить что-то масштабное — каменщиков на высотке, работающий подъёмный кран...
— Мне кажется, Наташа, что Анатолий Левитин ставил перед собой более глубокую творческую задачу. Он хотел показать не просто строительство, а возрождение, как возвращение к жизни, её победу над мраком и разрушением. И все детали на полотне свидетельствуют об этом: окна, распахнутые навстречу свету, девушка, у которой всё впереди. Её душа полна надежд...
— ...Близких и понятных каждому человеку на земле.
— Конечно! Недаром в 1958 году картина Анатолия Левитина «Тёплый день» получила серебряную медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Отношение к жизни, как бесценному дару, благодарность Богу за него, способность радоваться таким простым вещам, как солнце, свежий ветер — ценности безусловные. Молодой русский художник посвятил им свою работу, и международное жюри высоко оценило её. А по возвращению на родину полотно стало экспонатом Русского музея.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер