
«Чучело», студия Мосфильм, режиссёр Ролан Быков
— Здравствуйте...
— Здравствуй.
— Я теперь буду учиться с вами.
— Ах ты, Чучело!
Картина, которая так и называется: «Чучело» — фрагмент из неё мы с вами только что послушали — вышла на экраны в 1983-м году. Фильм по одноимённой повести писателя Владимира Железникова снял Ролан Быков. Лента вызвала огромный общественный резонанс: одни упрекали режиссёра в чрезмерном сгущении красок, другие — наоборот, утверждали, что Быков не побоялся затронуть тонкую тему взаимоотношения подростков. Но мало кто тогда разглядел в картине «Чучело» духовный смысл. Даже сам режиссёр понял, что снял христианский фильм, только во время монтажа картины. Об этом в одном из своих интервью рассказывала супруга Ролана Быкова, актриса Елена Санаева, которая сыграла в киноленте роль учительницы. Быков однажды сказал ей: «Кажется, у нас получилась картина о гонении, распятии и вознесении».
Главная героиня фильма — шестиклассница Лена Бессольцева, её сыграла юная Кристина Орбакайте. Лена — новенькая в классе. Над ней подшучивают и называют Чучелом. Лена очень хочет стать своей в коллективе. И однажды вместе со всеми сбегает с урока в кино. А потом мальчик по имени Дима Сомов, всеобщий любимец, проговаривается о побеге учительнице. Лена случайно подслушивает их разговор. Класс наказывают. Подростки пытаются вычислить предателя, но у Сомова не хватает духа сознаться. И тогда Лена... берёт вину на себя. Она становится изгоем. Её начинают травить: пугать, преследовать, даже избивать. А Сомов не догадывается, что Бессольцева знает правду. Мальчик спокойно продолжал молчать. Он даже участвует в издевательствах над Леной. Но удивительное дело — девочка его не осуждает! Наоборот — в разговоре со своим дедушкой, которого в фильме «Чучело» сыграл Юрий Никулин — она оправдывает Сомова!
— Какая я дура, если б я ему сразу сказала, что я знаю, то он бы сознался! Ведь он же любит, чтобы его любили. Чтобы им восхищались. Он думал, что он — герой. Он тогда не знал, что он трус...
Как мы уже отмечали, сам режиссёр Ролан Быков признавал христианский подтекст в своей картине «Чучело». И хотя вложил он его в фильм не преднамеренно, тем более поразительно, что в результате получилась столь явная отсылка к Евангельским событиям — последним дням земной жизни Христа. Героиня берёт на себя чужой грех, претерпевает гонения и мучения, её предают и даже... казнят! В одном из самых напряжённых эпизодов фильма подростки надевают платье Бессольцевой на крестообразно связанные палки и сжигают его. А Лену заставляют смотреть и со смехом глумятся над нею, хлопая в ладоши и приговаривая: «Чучело — предатель!». Сцена эта снималась на территории разрушенного храма Вознесения Христова в городе Старица Тверской области — и в этом тоже, по-видимому, можно усмотреть режиссёрскую интуицию.
Картину «Чучело» критики называли остросоциальной, но на поверку она оказалась, прежде всего, нравственной и духовной драмой. Фильмом, в котором ощущается призыв к жертвенной любви и прощению. В финале картины, когда предательство Димы Сомова открывается, одноклассники Лены с изумлением обнаруживают, что она не собирается мстить виновнику своей травли.
— Ребята, Сомову — самый жестокий бойкот! Кто за бойкот? А ты?
— А я — нет.
— Ты его простила? Неужели простила?!
Ответ на этот вопрос — в кинокартине Ролана Быкова «Чучело». Как и ответы на многие другие самые жизненно важные вопросы — о сострадании, милосердии и любви к ближним — которые каждый из нас наверняка себе задаёт.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема