
«На исходе лета», Свердловская киностудия, режиссёр Рубен Мурадян
— Зачем мы его привезли из Торжка?
— Перестань. Это же мой отец! С кем бы я его там оставил? Не в дом же престарелых?...
Непростая ситуация сложилась в семье Веденеевых — героев кинофильма «На исходе лета», фрагмент из которого только что прозвучал. Картина вышла на экран в 1979 году, её на Свердловской киностудии снял режиссёр Рубен Мурадян. Супруги Веденеевы, Игорь и Ольга, не знают, что им делать с Андреем Афанасьевичем, старым и больным отцом Игоря. Они привезли его к себе, но оказалось, что заниматься стариком просто некому. У каждого свои заботы: Игорь — врач, хирург, днём и ночью на работе. Ольга — известный театральный критик, занятой человек. И только Юра, внук Андрея Афанасьевича, как может, старается уделять внимание своему деду. Но и у него времени катастрофически не хватает: Юра — спортсмен, постоянно на тренировках и соревнованиях. В какой-то момент идея определить старика Веденеева в дом престарелых начинает казаться Игорю и Ольге единственным выходом из положения. Правда, Юра категорически против, но однажды он уезжает на соревнования в Москву...
Такова завязка фильма, который, кстати, не выходил в кинопрокат, а изначально был задуман режиссёром именно как телевизионный. Удивительный факт, учитывая, что снят фильм на уровне высокохудожественной прокатной картины. Телефильмы нечасто попадают на кинематографические фестивали, но «На исходе лета» стал тем самым редким исключением. В 1980 году он был представлен на кинофестивале в Монте-Карло, где известный актёр Леонид Оболенский, стоявший когда-то у истоков отечественного кинематографа и сыгравший в картине старика Веденеева, получил приз за главную мужскую роль.
Очень хочется поговорить немного об этом персонаже. Андрей Афанасьевич, невольно ставший причиной разногласий в семье своего сына, на самом деле необыкновенно светлый и добрый человек. Он не требует к себе внимания, а просто тихо живёт и не учит жить других. Разве что, в самом крайнем случае — например, когда внук Юра непозволительно дерзко повёл себя с Верой, ночной сиделкой Веденеева. Но даже тогда старик не обрушился на парня с гневом, а кротко дал мудрый совет.
— Если ты хочешь быть интеллигентным человеком, думай, как твои поступки воспринимают другие.
Думать о других даже тогда, когда другие не очень-то думают о тебе — оказывается, такое возможно, и герои фильма Рубена Мурадяна «На исходе лета» красноречиво демонстрируют это зрителям. Юра, который в начале картины представляется нам не таким уж положительным героем, впоследствии раскрывает свои самые добрые черты в отношениях с дедом. Андрей Афанасьевич, который знает наизусть стихи Боратынского, Тютчева и Фета в нужный момент находит для каждого слова утешения.
— Да. Жизнь-то, она полосатая. Главное, чтобы всегда была надежда на лучшее. Вера, надежда, любовь.
Вера в лучшее — как раз то самое чувство, которое долго не покидает после просмотра этого необыкновенно светлого фильма. Можно бесконечно долго говорить о его тёплой, как сейчас сказали бы, ламповой эстетике и даже о некоторых скрытых смыслах. Например, стены в комнате Андрея Афанасьевича сплошь увешаны старинными часами. Веденеев-старший собирал их всю свою жизнь. Возможно, с помощью такого интересного художественного приёма режиссёр хотел подчеркнуть, что время для милосердия, понимания, доброты и любви к ближнему есть у каждого из нас?
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!