
Анна Тумаркина
Я не люблю готовить сложносочиненные блюда или удивлять гостей мастерством сервировки. Не кулинарная я девушка, и моя творческая мастерская — это отнюдь не обеденный стол. Но есть блюдо, которое я всегда подаю как гостевое, особенно в пост. Это фалафель.
Золотистые шарики из нута и пряностей всегда украшают мой стол. А знакомые давным-давно прозвали меня «чемпионом фалафеля». У меня часто спрашивают, где я научилась его готовить ? И почему именно это блюдо? Почему?
Я закрываю глаза и мысленно возвращаюсь лет на 20 назад. Мне 18 лет. Первый курс успешно окончен, экзамены сданы. Первая поездка в Израиль! Я — будущий специалист по языку иврит. Еду вместе с однокурсниками слушать лекции в Иерусалимский университет. После лекций мы бежим на улицу Яффо и в ближайшей лавке покупаем питу. Питу с таинственным мягким шариком внутри, именуемым фалафель.
Еще в раннем детстве у меня была возможность познакомиться с еврейской кухней. Кухней восточноевропейских евреев, к которым принадлежит моя семья. Дома посчастливилось попробовать морковный цимес, чолент из овощей и сочной курицы, даже фаршированную рыбу, о которой многие слышали из анекдотов и популярной литературы. Но израильская кухня совсем другая. Это средиземноморские травы и пряности, обилие овощей и бобовых. Израильская шаварма, баклажаны и...фалафель. Нутовые шарики с хумусом сделали мой самый первый вечер в Иерусалиме. Такие вкусные и такие нехитрые — я была просто обязана научиться их готовить. Долго приставала к друзьям и знакомым, однако точного рецепта никто не знал. Но я просто должна была освоить это блюдо Израильской кухни!
Попробовала поискать в интернете, нашла несколько рецептов. Некоторые из них даже попробовала воспроизвести. Получалось неплохо, но примерно так, как если бы вы взяли картину старинного мастера и положили холст под ксерокс: краски не играли. В итоге я отбросила предписания интернет-кулинаров и пустилась в эксперименты. Сварить нут, измельчить в блендере, добавить всевозможные карри, кардамоны, укропы и эстрагоны. Дать получившейся массе минут 30 постоять. Обжарить до золотистой корочки и... стремительный полет во вкусовой космос. Авторский фалафель как новый вид искусства.
Человеческая природа трехсоставна. И хочется все бытие свое посвятить Богу. И дух, и душу, и тело тоже. Может, это звучит смешно, но фалафель мне в этом помогает. Когда я ставлю любимое блюдо на стол, вспоминаю Святую землю. Узкие улочки Старого Города в Иерусалиме. Огромные Гефсиманские дубы. Река Иордан. Желтые камни Иудейской пустыни. И мысли мои уносятся далеко-далеко во времена Евангельских событий. Что, в конечном итоге, и помогает мне жить.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки