
Анна Тумаркина
Я возвращалась домой с работы зимой, поздно вечером. Нужно было перейти дорогу недалеко от одного из московских вокзалов. Вечером у вокзала всегда много машин и все спешат.
Когда я подошла к пешеходному переходу, на светофоре ярким рубиновым огоньком загорелся красный человечек. Странно, но ни справа, ни слева движения не было. На соседних перекрестках виднелись автомобили, снующие туда-сюда, свистели тормоза, а на моем — ни души. И сам собой в голове начался диалог между условной Аней-спешу-домой и Аней-уважаю-ПДД:
— Ну, смотри, никого нет, на дороге пусто, кто-то уже переходит, а тебе домой надо...
— Нет, Правила дорожного движения не мы придумали. Другие пусть идут, а я дождусь зеленого света.
— И долго ждать собираешься? Вон, уже сколько времени стоишь, машин — ни одной на горизонте. Переходи дорогу спокойно, бояться нечего.
— Э, сэкономленная минута или смерть, кажется так?
Видимо, моя внутренняя Аня-законопослушная взяла контроль над другой и решение было принято — дорогу на красный не перебегать.
Удивительно, но в самый момент принятия данного решения загорелся зеленый свет. Чудо? Не знаю... Но точно — пища для размышлений.
Смотрите, как интересно: в духовной жизни подобные ситуации подстерегают нас нередко. Тебе дается возможность достичь некоей цели, ты можешь даже немного нарушить правила. И как будто без ощутимых потерь. Еще не закончился пост, а в магазине лежит и манит любимая колбаска по выгодной цене. Ну, что случится, если ты ее попробуешь? Вдруг завтра все раскупят? Покупаешь, с аппетитом вкушаешь скоромный деликатес, а через неделю пост кончается, но ты не чувствуешь радости разговения, как бывало прежде.
Или другой пример: ты не готовишься должным образом к Причастию и идешь к Чаше. Можно было не причащаться в этот раз, потом хорошенько подготовиться, но ведь сегодня воскресная Литургия. Ты причащаешься, проходит время и не оставляет ощущение: что-то не так.
Третий пример: тебя позвали стать крестной. Приятно, почетно. Но ты только вчера ознакомилась со Священным Писанием! А уже хочешь стать крестной? Огласительные беседы? Зачем эта дополнительная суета? И вот уже вся семья лучшего друга радуется за новокрещенного, а ты понимаешь, что обязанности крестной тебе не под силу. Себя бы воцерковить, а тут еще младенец... Снова чего-то не хватает.
Прошла неделя, и я снова оказалась в похожей ситуации. Снова стою у светофора, горит красный, машины далеко, вечер, хочется домой. И опять я — ни с места. Ничем не рискую, но перейти не могу, чувствую — что-то будет не то. А почему не могу, почему? Что это за странное «не то», будто неприятный привкус от не слишком свежего тортика? Я вспомнила все, о чем размышляла неделю назад и — кажется, до меня дошло! «Что-то не то» — всего лишь обычная человеческая хитрость. Она же лукавство. Лукавить мне попросту противно.
Это отдаляет меня от Бога, делая полноту радости невозможной. А я хочу быть с Ним всегда. Не я придумала ПДД, как не я придумала правила жизни. Их создал Господь. Совсем не для того, чтобы усложнить нам бытие. Просто нам не всегда очевиден Его замысел. Я хочу доверять Господу и не отдаляться от Него даже через то, что, по неведению кажется простой формальностью.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







