Я возвращалась домой с работы зимой, поздно вечером. Нужно было перейти дорогу недалеко от одного из московских вокзалов. Вечером у вокзала всегда много машин и все спешат.
Когда я подошла к пешеходному переходу, на светофоре ярким рубиновым огоньком загорелся красный человечек. Странно, но ни справа, ни слева движения не было. На соседних перекрестках виднелись автомобили, снующие туда-сюда, свистели тормоза, а на моем — ни души. И сам собой в голове начался диалог между условной Аней-спешу-домой и Аней-уважаю-ПДД:
— Ну, смотри, никого нет, на дороге пусто, кто-то уже переходит, а тебе домой надо...
— Нет, Правила дорожного движения не мы придумали. Другие пусть идут, а я дождусь зеленого света.
— И долго ждать собираешься? Вон, уже сколько времени стоишь, машин — ни одной на горизонте. Переходи дорогу спокойно, бояться нечего.
— Э, сэкономленная минута или смерть, кажется так?
Видимо, моя внутренняя Аня-законопослушная взяла контроль над другой и решение было принято — дорогу на красный не перебегать.
Удивительно, но в самый момент принятия данного решения загорелся зеленый свет. Чудо? Не знаю... Но точно — пища для размышлений.
Смотрите, как интересно: в духовной жизни подобные ситуации подстерегают нас нередко. Тебе дается возможность достичь некоей цели, ты можешь даже немного нарушить правила. И как будто без ощутимых потерь. Еще не закончился пост, а в магазине лежит и манит любимая колбаска по выгодной цене. Ну, что случится, если ты ее попробуешь? Вдруг завтра все раскупят? Покупаешь, с аппетитом вкушаешь скоромный деликатес, а через неделю пост кончается, но ты не чувствуешь радости разговения, как бывало прежде.
Или другой пример: ты не готовишься должным образом к Причастию и идешь к Чаше. Можно было не причащаться в этот раз, потом хорошенько подготовиться, но ведь сегодня воскресная Литургия. Ты причащаешься, проходит время и не оставляет ощущение: что-то не так.
Третий пример: тебя позвали стать крестной. Приятно, почетно. Но ты только вчера ознакомилась со Священным Писанием! А уже хочешь стать крестной? Огласительные беседы? Зачем эта дополнительная суета? И вот уже вся семья лучшего друга радуется за новокрещенного, а ты понимаешь, что обязанности крестной тебе не под силу. Себя бы воцерковить, а тут еще младенец... Снова чего-то не хватает.
Прошла неделя, и я снова оказалась в похожей ситуации. Снова стою у светофора, горит красный, машины далеко, вечер, хочется домой. И опять я — ни с места. Ничем не рискую, но перейти не могу, чувствую — что-то будет не то. А почему не могу, почему? Что это за странное «не то», будто неприятный привкус от не слишком свежего тортика? Я вспомнила все, о чем размышляла неделю назад и — кажется, до меня дошло! «Что-то не то» — всего лишь обычная человеческая хитрость. Она же лукавство. Лукавить мне попросту противно.
Это отдаляет меня от Бога, делая полноту радости невозможной. А я хочу быть с Ним всегда. Не я придумала ПДД, как не я придумала правила жизни. Их создал Господь. Совсем не для того, чтобы усложнить нам бытие. Просто нам не всегда очевиден Его замысел. Я хочу доверять Господу и не отдаляться от Него даже через то, что, по неведению кажется простой формальностью.
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых