
Апостол Павел
Рим., 104 зач., X, 11 — XI, 2.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко мы слышим от духовно опытных людей о том, что путь к христианскому совершенству наполнен разного рода опасностями. И вот вопрос, если я обыкновенный человек, живу простой жизнью: семья, работа, дача, поход в церковь по праздникам, чего следует опасаться мне? Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, косвенно касается этой темы. Давайте послушаем.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
В одной из библейских книг рассказывается о том, как иудейского священника Елеазара схватили язычники и привели к своему царю Антиоху Епифану. Это произошло во втором столетии до Рождества Христова. Тогда Палестина находилась под властью египетских и сирийских царей, которые стремились искоренить веру в Единого Бога и насадить среди евреев греко-римскую религию. Царь Антиох приказал Елеазару есть свинину, что строго запрещается по закону Моисея. Священник ответил, что не будет этого делать, «даже если ты вырвешь мои глаза и сожжёшь мои внутренности». Его приказали отстегать кнутом. Истерзанный, но несломленный, он вызвал восхищение у мучителей. Солдаты принесли ему мясо, не свинину, и просили, чтобы он съел его и сказал, что выполнил просьбу царя. Однако он отказался, понимая, что это будет лукавством перед Богом, перед собой и перед людьми. В итоге его убили. Последние его слова были словами молитвы: «За Твой закон от жгучих мучений умираю». Это всего лишь один из эпизодов стойкости за веру, который демонстрировали иудеи. Именно тогда, в эпоху гонений, в иудейской среде появилось движение фарисеев, ревнителей веры, подобных Елеазару. Это были смелые, отважные, бескомпромиссные люди, готовые умереть в буквальном смысле за мельчайшее предписания закона Моисеева. Во многом благодаря им вера в Единого Бога не исчезла из Израиля, и Господь пришёл в этот мир. В послании к римлянам апостол Павел хвалит эту ревность евреев. И, действительно, она достойна восхищения. Никто не может упрекнуть их в том, что они были легкомысленны в своём служении Богу. Но тем трагичнее то, что произошло. Посвятив себя целиком служению закону Творца, они Его не узнали и убили. Убили потому, что увидели в Нём угрозу букве той традиции, за которую они держались и которой служили, не щадя собственные жизни.
В этом свете и следует понимать сказанное сегодня апостолом, который сокрушается о том, что его братья по крови не приняли Евангелия. Он цитирует пророка Исаию, который говорит: «целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному». Апостол противопоставляет их язычникам, которые не знали закона Моисея, но именно они наполнили Церковь Христову. Об этой странной ситуации пророчествует ещё Исаия: «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне». Такой вот парадокс.
Повод призадуматься и нам. Павел в своих посланиях предупреждает, что есть буква закона, а есть дух. Буква сама по себе может убить, и только дух связывает человека с Богом. Он даёт верное понимание традиции. Апостол называет это состояние слышанием. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Буква закона — лишь ориентир. Вешка на пути. Она оживает, когда мы применяем в своей жизни Евангельские заповеди о любви к ближним. Лишь в результате этих новых действий Бог наполняет нас, открывает нам внутреннее зрение и даёт ясное понимание, каким путём идти, чтобы достичь Его Небесного Царства.
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О подвиге Мученика Исихия Антиохийского

Сегодня 23 мая. День памяти Мученика Исихия Антиохийского, пострадавшего за Христа в 311 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
В 303 году римский император Максимиан Галерий издал указ, по которому всякий военный, не желавший принести жертву идолам, извергался из воинского чина и лишался права носить военную форму.
Исихий был паладином, то есть высоким воинским сановником в Антиохии. Будучи убеждённым христианином, он немедленно сам подал в отставку. Однако его общественное положение было слишком высоким, чтобы язычники могли просто позволить ему уйти. Исихию было лично предложено совершить идольское жертвоприношение. Святой отказался и был утоплен в реке Арон с мельничным жерновом на шее.
В житии святого мученика отчетливо поднимается вопрос о чести в христианском понимании. С точки зрения языческих римских властей, воинов-христиан, которые не пожелали отречься и вернуться в язычество, обрекали на бесчестье, символом чего были рабские одежды. Но Христос, и об этом свидетельствуют новейшие исследования, был весьма любим в римской армии даже среди язычников.
Удивительно, что воины, профессионалы и бесстрашные знатоки ратного дела, предпочитали множеству полководцев и возможных героев идеал великого страдальца. К тому времени в рядах римских солдат рождалось убеждение, что страдание без вины делает общниками истины и приобщает к подлинной неприходящей славе.
Мученическое страдание святого Исихия и иных многих стало предвестником великой пророческой перемены, которая по таинственному определению Бога вскоре привела к христианизации всей Римской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 мая. О примере подвига Апостола Симона Зилота

Сегодня 23 мая. День памяти Апостола Симона Зилота.
О примере подвига Апостола для современных христиан — священник Стахий Колотвин.
Христос объединяет очень разных людей, которые не похожи между собой, которые могут быть друг с другом не согласны, которые даже в чём-то будут спорить и, увы, враждовать между собой. И тем не менее, всех объединяет Христова любовь.
Мы смотрим, как же сейчас в Церкви есть кто-то более консервативный, кто-то более либерально настроенный, есть человек более просвещённый, а есть человек, который не просвещённый, но зато глубоко молитвенный, и так далее. Все люди разные. Если каждый будет выпячивать свои достоинства и стараться обойти молчанием свои недостатки, то приблизиться к Царству Небесному будет тяжело.
Мы видим — апостол Симон Зелот. Зелоты были не согласны с тем, что римляне захватили власть в Иудее. Они были злы на саддукеев, на книжников, которые соглашались с этой оккупацией. Они готовили военное вторжение, поэтому казалось, уж как раз зелоты миролюбивую проповедь Христа ни во что не должны были поставить.
Но мы видим, что зелот иудейского народа Симон, когда увидел Христа, стал зелотом, стал приверженцем самого Христа. И человек, который так любил свою родину малую, в итоге ушёл проповедовать среди далеких языческих народов, дошёл до Кавказа, и на территории Абхазии — пещера, где он подвизался и где он принял свою мученическую смерть. Ново-Афонский Симона Зелота Кананита монастырь.
И при этом видим, что Господь его приверженность успел вознаградить еще в самом начале пути, потому что, по преданию церкви, Господь на браке Кане Галилейском был на свадьбе как раз апостола Симона.
Все выпуски программы Актуальная тема