
Анастасия Коваленкова.
Фото из личного профиля на Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
Два маленьких слова вошли в жизнь людей, расположились, заняли головы, души — всё вообще заняли!
Два маленьких слова — «успех» и «комфорт».
Эти слова заняли столько места в жизни людей, что стали искажать саму жизнь. Ведь слова эти гонят людей из жизни, гонят в какой-то непрерывный подскок с целью достичь. Достичь успеха, непременно! Сегодня не достиг?! Снова вперёд! К успеху!
А куда вперёд-то? И зачем люди бегут из своего сегодня? Может оно — хорошее? Мы забыли такое слово — «хорошо».
А про комфорт — это уже повсюду! Только и слышно, по радио, из телевизора, фразу: «ведь люди хотят жить комфортно». Правда? Комфортно, значит, и всё?
Ладно, предположим, что это такая цель — жить успешно и комфортно. Хотя, ну правда ведь, низкая цель какая-то. Уж простите, но не кажется она мне христианской. Ну хорошо, вот достиг человек успеха и комфорта. Сидит он в славе, при деньгах, без проблем. А ему там спокойно что ли? Нет, не будет ему никогда покоя. Если уж достиг, то сидеть не выйдет. Славу, деньги — их кормить надо. За них бороться надо. Непрерывно бороться. И на счастье всё это не похоже.
А если посмотреть по-другому? А если поставить цель «Я хочу жить «по-хорошему»? Я здесь хочу жить, где у меня моя семья, мои проблемы нелюбимые, которые из-за любимых людей, где у меня тепло, пусть и не абсолютно комфортно. Я хочу жить в своём пути, а не в погоне за успехом и комфортом.
Но ведь успех — это результат, к которому и надо стремиться. Так ведь? Так-то оно так, да только если мечтать об одном успехе, только его любить — само делание станет мукой. Успех — он ведь краток, как пена из открытой бутылки шампанского. Точно, как пена.
А вот если любишь сам путь, делание, движение своё — тогда будешь счастлив долго.
Мне не хочется быть успешным человеком. Вот честно — не хочу. Обычно что понимается под успешностью? Успешный человек — он богат, известен, в основном ведь так. Ну и в чём его смысл для этого мира? И что он унесёт отсюда, когда уйдёт? Богатство, славу? Не унесёт.
А я хочу быть нужной людям. Я пользу принести хочу. Вот это — радость людскую, доброту, подаренную другим — это унести можно. И в этом есть смысл. Конечно, я хочу, чтобы мои книги издавались. И деньги мне тоже нужны, как и всем нам. Но когда я повесть свою этим летом писала, я как жила, о чём думала? Просыпалась рано, садилась за стол и писала, вся я была там, в делании. Радовалась, видела, что хорошо выходит, верила, что людям пригодится. Жила я тогда по-хорошему.
Ну а как у меня с комфортом тогда было? Да не помню. А что с успехом? Не успех был тогда, а чувство ладного дела. Цель была там же, где я. Если моя цель «жить по-хорошему» — тогда я тут живу. И у меня тут есть задумчивость, радость, вызревание чего-то важного внутри, у меня есть время, у меня есть драгоценное «сегодня».
Конечно, пусть те, кому охота, бегут к успеху и комфорту. Только мне всех бегущих очень жалко. Потому что они пробегут мимо всего важного, быстро пробегут, не заметив. Они же наперегонки бегут. И лица у бегущих несчастливые... А главное, добежать удастся только вот до той самой бутылки шампанского. Попенится она и кончится. Снова побегут, бедные.
Слишком коротко пенится шампанское успеха, чтобы жить ради этого.
Слишком пуст комфорт. Пуст он, нет в нём проблем, жертв, детского смеха и плача, преодоления и душевных поисков, потерь и обретений, людей нет там. Одно удобство... Не годится комфорт, как цель.
И ещё одну вещь скажу, по секрету: я очень хочу сделать то, чего хочет от меня Бог. Я уверена что это делание — и есть моё счастье. Думаю, что он ждёт от меня не успеха и комфорта. Бог — он мудрый. Он видит наши настоящие цели. Увидеть бы их и нам, с Божьей помощью.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Умеренность — одна из величайших добродетелей, которую прославляют даже люди, далёкие от веры. Что же это за чувство и как его в себе развить? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 10-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
В церковной общине города Коринф возникли нестроения. Появились амбициозные люди, которые стремились к власти. Поскольку среди простых верующих был огромен авторитет апостола Павла, основателя коринфской Церкви, заговорщики начали плести интриги против него. Их главным оружием стали злословие, клевета и насмешки. И из только что прозвучавшего отрывка мы даже знаем, какие именно. Оппоненты Павла говорили, что он силён и строг только в своих письмах, что это всего лишь маска. И что на деле же и в личном общении он беспомощен и незначителен. Так они пытались выставить его посмешищем в глазах людей. При этом они совершенно забывали о том, что и они сами стали участниками Церкви Христовой именно благодаря трудам Павла. Одержимость делала их слепыми к истине.
Отвечая на эти упреки, апостол несколько раз использует слово «мера». По его словам, именно чувство меры потеряли его злопыхатели. «Они измеряют себя самими собою и неразумно сравнивают себя с собою», — говорит Павел. Что же это означает? Практически все христианские экзегеты поясняют это выражение апостола схожим образом. Противники Павла поступают во всём исключительно по своему собственному разумению. Когда им на ум приходит какая-то мысль, они не соотносят её с Богом и Его заповедями. Вместо этого они считают свои мысли единственно верными. Другими словами, они почитают самих себя мерой всех вещей. И, по сути, самих себя ставят на место Бога.
Поэтому, защищаясь, апостол постоянно делает акцент на своей ограниченности. Он говорит, что если и хвалится, то ровно в ту меру, какую ему назначил Бог. То есть Павел подчёркивает, что та работа, которую он выполняет, возложена на него Христом и Церковью. И каждую свою мысль, каждое своё слово и дело он согласует с ними. Другими словами, он непрестанно помнит, что он просто служитель, и у его жизни есть Господин. И каждое своё начинание Павел должен соотносить с Его волей. Чтобы не выйти за установленные для него пределы. Чтобы не превысить свою меру.
Ситуация, описанная в этом отрывке, очень показательна. Подобно противникам Павла, мы тоже хотим как можно крепче стоять в этой жизни на ногах. Как и они, мы пытаемся заполнить собой всё окружающее нас жизненное пространство. Ощущать почву под ногами — это не плохо. Плохо то, что порой в эти моменты ощущения собственной значимости и силы есть реальная опасность раздуться, словно воздушный шарик, и выдавить Бога из своей жизни. Самому стать мерой всех вещей. Поэтому и напоминает сегодня апостол Павел, что тот, кого становится слишком много, рискует просто лопнуть. Жизнь человека должна разворачиваться словно на фоне присутствия чего-то более значимого, чем он сам. Ощущение этого присутствия мы и должны в себе воспитывать.
В Библии это состояние называется «ходить перед Богом». Жить так, будто Господь стоит рядом и Его больше, чем тебя. В православной традиции говорится о том, что это особое сердечное состояние. И мы можем достичь его вниманием к своему внутреннему миру, регулярным призыванием имени Иисуса Христа, а также исполнением заповеди Спасителя о служении окружающим. За эту ежедневную работу Господь даёт нам Свою благодать. Именно она наполняет нас живым ощущением того, что Бог рядом со мной, прямо здесь и сейчас. И я — Его крохотное дитя, которое Он бережно носит в Своих огромных и заботливых руках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Все выпуски программы Светлый вечер