Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи. Все мы знаем, что наши намерения и дела могут не совпадать. Иногда поступок внешне хорош, но мы видим за ним злой умысел, но иногда внешне он плох, в то время как человек утверждает, что стремился к добру. Но можно ли решить, каковы наши поступки на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2 главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 2.
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Итак, по сути, основная мысль сегодняшнего чтения — неприятие апостолом Павлом того формализма, который присутствовал в иудейском мировоззрении. Он утверждает, что дело не в формальной принадлежности человека к народу израильскому, а в том, насколько его жизнь соответствует воле Божией, которая выражена в законе. Слава, честь и мир всякому, делающему доброе. Да, пусть, во-первых, иудею, потому что иудейский закон был очень подробным, и выполнить его предписания было очень трудно, но и эллину, хотя эллин мог выполнять лишь самые элементарные заповеди. В любом случае, для фарисеев, которые полагали, что одно прикосновение к язычникам оскверняет, такая похвала эллинов была возмутительна. Однако апостол Павел, обращая благую весть к язычникам, утверждает, что у них большой нравственный потенциал. Он прекрасно знает, за что их можно поругать, но он их хвалит... Хвалит даже за богобоязненность, хотя они боятся ложных богов. То есть даже в явно плохой ситуации идолопоклонства он находит сначала, за что похвалить. Потом он объяснит им, что это доброе намерение им надо направить не на ложных богов, но на Бога истинного.
Он, конечно, видит их поступки и знает, что язычники очень много грешат, но для него важно другое. Он стремится показать иудеям, что язычники тоже способны творить добро, потому что дела закона написаны у них в сердцах. Они люди и сама их человечность склоняет их к тому, чтобы творить добро. Этот зов Божьего замысла чувствует их совесть как нравственная способность к различению добра и зла. Однако она чувствует не только это. На неё влияет грех и злая воля, которая также присутствует в человеке. Апостол знает, что в сердце каждого из нас — иудеев, эллинов, христиан — происходит постоянный диалог, в котором мы решаем, как поступить. У нас есть цель, есть средство для её достижения, и мы будто бы взвешиваем их на весах, решая, что будем делать. И мысли наши то обвиняют, то оправдывают одна другую, — именно так, как пишет об этом апостол. Например, у человека возникает желание, само по себе вполне нормальное и никак не связанное с грехом. При этом у него может не быть легальной возможности его реализовать. И когда совесть указывает ему на заповедь, он начинает предлагать ей аргументы для того, чтобы оправдать своё намерение. В таких ситуациях мы понимаем, что будем виновны, но злая воля подсказывает всё новые и новые возможности. Редко кто из людей сознательно совершает плохие поступки. Обычно мы сначала объясняем себе, что у нас не было выбора, что так поступают все, что вообще в этом поступке нет ничего такого... Впрочем, поступок и правда может оказаться вполне нормальным, и мы будем правы, и совесть будет довольна. Но как понять, действительно ли всё хорошо? Не получилось ли так, что мы просто себя уговорили? Выход здесь оказывается только один: жить надо по совести, а совесть проверять по Евангелию.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.