Балерина Анна Павловна Павлова любила повторять, что балет — это не техника, а душа. Пресса писала об особом языке танца Павловой. Благодарные зрители понимали этот язык с полуслова.
Анна Павлова захотела стать балериной, когда ей было 8 лет: мама привела ее на балет «Спящая красавица» в Мариинский театр. Ее мечта сбылась в 1899 году. Сразу после окончания Императорской Театральной школы Павлова была зачислена в труппу Мариинки. Она виртуозно исполняла главные партии в таких сложных спектаклях, как «Жизель», «Эсмеральда», «Лебединое озеро». Балерина занималась и благотворительностью — давала концерты в поддержку бедных, жертвовала средства на больницы и школы. С началом Первой Мировой войны Анна Павлова уехала за рубеж. Там она продолжила благотворительную деятельность. В пригороде Парижа, Сен-Клу, Анна купила большой дом, в котором открыла приют для русских детей-сирот.
Как вспоминал об Анне Павловой танцор Лаврентий Новиков, ее сценический партнер? И чего больше всего желала сама Анна Павлова?
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Pavlova-1024x579.jpg)
Танец Анны Павловой слагался у неё в душе. Так утверждал Виктор Дандре, импресарио и близкий друг одной из известнейших балерин ХХ столетия. Анна Павловна и сама часто любила повторять, что балет — это не техника, а душа. Ане было восемь, когда она впервые попала в Мариинский театр. Мама привела её на балет «Спящая красавица». Павлова вспоминала, как при первых звуках оркестра её сердце затрепетало. А когда появились танцоры, Аня забыла обо всём на свете. После спектакля, по дороге домой, девочка сказала матери: «Я стану балериной!».
Её мечта сбылась в 1899 году. Сразу после окончания Императорской Театральной школы Павлова была зачислена в труппу Мариинки. Ко вчерашней ученице быстро пришёл успех. Она виртуозно исполняла главные партии в таких сложных спектаклях, как «Жизель», «Эсмеральда», «Лебединое озеро». На сцене Анна не просто демонстрировала отточенные фуэте и па-де-бурре. В движениях она стремилась выразить переживания своих персонажей и отразить глубину их внутреннего мира. Пресса писала об особом языке танца Павловой. Благодарные зрители понимали этот язык с полуслова. Танцор Лаврентий Новиков, сценический партнёр Анны Павловой, вспоминал: «Обаяние ее личности было настолько велико, что в каком бы танце Павлова ни появлялась, она производила на публику неизгладимое впечатление». Особенной популярностью пользовалась хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь», которую специально для Анны в 1907 году поставил её бывший однокурсник, балетмейстер Михаил Фокин. Впервые Павлова представила «Лебедя» в Петербурге на большом благотворительном спектакле. Композиция буквально ошеломила публику и на долгие годы стала визитной карточкой балерины.
Анну называли пушинкой, феей, хрупким стебельком. Но внутри у неё был железный стержень воли, силы духа и жертвенности. Балерина могла выйти на сцену с высокой температурой, и ни один человек даже не догадывался о ее состоянии. Импресарио Виктор Дандре вспоминал, что Анна Павлова обладала редким для артиста свойством: ей не кружил голову успех. Павловой аплодировали в лучших театрах Европы. А она оставалась скромной, доброй, благодарной и отзывчивой. Редкое благотворительное мероприятие обходилось без участия балерины. В Петербурге она давала концерты в поддержку бедных, жертвовала гонорары на бесплатные больницы и школы для неимущих и сирот.
С началом Первой Мировой войны Анна Павлова уехала за рубеж. Там она продолжила благотворительную деятельность. Балерина выступала в пользу Красного Креста. Особую заботу проявляла она о соотечественниках. В пригороде Парижа, Сен-Клу, Анна купила большой дом, в котором открыла приют для русских детей-сирот. Ещё один детский приют и бесплатную школу танцев для девочек Павлова устроила в собственном лондонском имении Айви-Хаус. До конца жизни она самостоятельно поддерживала оба приюта, а воспитанниц считала своими детьми и заботилась о них, как о родных.
Павлова говорила, что всё, чего она желает в этой жизни — нести людям радость. «В этом моё призвание, этого от меня хочет Бог», — утверждала она.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Жаворонки»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/viktoriya-hqYK4LsodTA-unsplash.jpg)
Фото: Viktoriya / Unsplash
Когда мои дети были маленькими, мы жили на Урале. В марте там — совсем ещё зима, ну разве что солнце светит ярче, чем в декабре. Но именно в марте во многих верующих семьях пекут особенные булочки в виде жаворонков — ко дню Сорока Мучеников Севастийских. Пекли и мы. Помню, как впервые участвовала в их изготовлении младшая дочь, Ксюша, и как мы со старшими детьми рассказывали ей историю бесстрашных воинов, верных христиан, принявших смерть в ледяных озёрных водах в далёком 4-м веке. Они умерли, но не отреклись от Спасителя. Им было очень холодно — но знали они, какой горячей любовью встретит их Господь...
Ксюша слушала, задумчиво прикрепляла глазки-изюминки к слепленным из постного теста птичкам, и они словно оживали под её рукой. А за окном выла метель. «Настоящие жаворонки к нам уж после Пасхи прилетят!» — важно сказала Василиса, она постарше. «Ну и что! А мы сейчас весну приближаем и Пасху, у нас уже жаворонки — вот они, значит, скоро весна!»
Смешная детская логика показалась мне удивительно мудрой, и я даже записала Ксюшину фразу в блокнот. А наутро старшие дети отправились в школу, а мы с Ксюшей — в храм, и румяных жаворонков c собой взяли — угощать после службы знакомых прихожан. Так Ксюша захотела: «Чтоб ко всем весна пришла поскорей... и Пасха!»
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
13 февраля. О самообмане
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
В 1-й главе 1-го Соборного Послания апостола Иоанна есть слова: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас».
О самообмане — епископ Черняховский и Славский Николай.
Почему мы говорим, что не имеем греха? Во-первых, никто не хочет себя признать виновным. Как это так? Я самый лучший, самый умный, самый-самый. И вдруг какие-то грехи. Не может быть никаких грехов. Я безгрешен. Это позиция такой гордости. Грех некоторые понимают как что-то церковное. Съел подсолнечное масло во время строгого поста. Или зашел в храм в шортах. Ну, например. Что-то связанное обязательно с церковью. Но это не зрелое понятие о грехе. Оно какое-то упрощающее все. Сужение понятия греха, например, до заповедей Моисея. Грехом может быть не только действие, но и бездействие. Например, вы едете по загородной дороге на своей машине. Погода ужасная. Ветер сильный. Колючий снег метет. И видите, что человек какой-то идет вдоль дороги. До следующего селения, ну, несколько километров. И вот он идет против ветра. Что за человек даже не важно. Это может быть старик, может быть женщина с ребенком на руках. Но вы проезжаете мимо. Совесть обличает. А вы говорите, ну, как это? Про себя рассуждаете. Я знаю заповеди. Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не завидуй. Я ничего плохого этому человеку не сделал, говорите вы. Но, тем не менее, это грех. Вообще, понятие грех, скорее всего, попадет все, что можно описать девизом «Моя хата с краю». Христианин активно утверждает в жизни заповеди Божьи. Активно утверждает в жизни любовь Божью. Если этого не делает, то он обманывает себя, называя себя безгрешным.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 февраля. О верности Богу Мученицы Трифены Кизической
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
Сегодня 13 февраля. День памяти Мученицы Трифены Кизической, жившей в первом веке.
О её верности Богу — священник Августин Соколовски.
Святая Трифена была современницей апостолов. По одной из версий, имя своё она получила в честь Антонии Трифены, некогда славной царицы Понта и супруги правителя Фракии, которая дни свои завершила на покое. По другой версии, это была она сама героиня того времени, ведь две Трифены были современницами. Став свидетельницей апостольской проповеди и суда над святой равноапостольной Феклой, Трифена пришла к вере. «Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе», — написал апостол Павел в послании к римлянам. За веру во Христа Трифену впоследствии судили и подвергли многочисленным пыткам, а затем казнили.
В наше время, когда человеческое призвание — личное, семейное и общественное — ставится под сомнение, люди в непостоянстве стремятся к переменам и приходят к изменам. Святая Трифена служит примером веры и верности, принятому однажды решению. Твердость ее намерения последовать за апостолом в исповедании не смогли преодолеть никакие мучения. Древняя Церковь считала постоянство в добре и вере даже до последнего вздоха вершиной благодати. Об этом даре, под словами о христианской кончине безболезненной, непостыдной и мирной, молится Церковь и ныне на каждой просительной ектенье. Своим небесным ходатайством и земным примером Святая Трифена вдохновляет православных на эту великую добродетель.
Все выпуски программы Актуальная тема