Балерина Анна Павловна Павлова любила повторять, что балет — это не техника, а душа. Пресса писала об особом языке танца Павловой. Благодарные зрители понимали этот язык с полуслова.
Анна Павлова захотела стать балериной, когда ей было 8 лет: мама привела ее на балет «Спящая красавица» в Мариинский театр. Ее мечта сбылась в 1899 году. Сразу после окончания Императорской Театральной школы Павлова была зачислена в труппу Мариинки. Она виртуозно исполняла главные партии в таких сложных спектаклях, как «Жизель», «Эсмеральда», «Лебединое озеро». Балерина занималась и благотворительностью — давала концерты в поддержку бедных, жертвовала средства на больницы и школы. С началом Первой Мировой войны Анна Павлова уехала за рубеж. Там она продолжила благотворительную деятельность. В пригороде Парижа, Сен-Клу, Анна купила большой дом, в котором открыла приют для русских детей-сирот.
Как вспоминал об Анне Павловой танцор Лаврентий Новиков, ее сценический партнер? И чего больше всего желала сама Анна Павлова?

Танец Анны Павловой слагался у неё в душе. Так утверждал Виктор Дандре, импресарио и близкий друг одной из известнейших балерин ХХ столетия. Анна Павловна и сама часто любила повторять, что балет — это не техника, а душа. Ане было восемь, когда она впервые попала в Мариинский театр. Мама привела её на балет «Спящая красавица». Павлова вспоминала, как при первых звуках оркестра её сердце затрепетало. А когда появились танцоры, Аня забыла обо всём на свете. После спектакля, по дороге домой, девочка сказала матери: «Я стану балериной!».
Её мечта сбылась в 1899 году. Сразу после окончания Императорской Театральной школы Павлова была зачислена в труппу Мариинки. Ко вчерашней ученице быстро пришёл успех. Она виртуозно исполняла главные партии в таких сложных спектаклях, как «Жизель», «Эсмеральда», «Лебединое озеро». На сцене Анна не просто демонстрировала отточенные фуэте и па-де-бурре. В движениях она стремилась выразить переживания своих персонажей и отразить глубину их внутреннего мира. Пресса писала об особом языке танца Павловой. Благодарные зрители понимали этот язык с полуслова. Танцор Лаврентий Новиков, сценический партнёр Анны Павловой, вспоминал: «Обаяние ее личности было настолько велико, что в каком бы танце Павлова ни появлялась, она производила на публику неизгладимое впечатление». Особенной популярностью пользовалась хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь», которую специально для Анны в 1907 году поставил её бывший однокурсник, балетмейстер Михаил Фокин. Впервые Павлова представила «Лебедя» в Петербурге на большом благотворительном спектакле. Композиция буквально ошеломила публику и на долгие годы стала визитной карточкой балерины.
Анну называли пушинкой, феей, хрупким стебельком. Но внутри у неё был железный стержень воли, силы духа и жертвенности. Балерина могла выйти на сцену с высокой температурой, и ни один человек даже не догадывался о ее состоянии. Импресарио Виктор Дандре вспоминал, что Анна Павлова обладала редким для артиста свойством: ей не кружил голову успех. Павловой аплодировали в лучших театрах Европы. А она оставалась скромной, доброй, благодарной и отзывчивой. Редкое благотворительное мероприятие обходилось без участия балерины. В Петербурге она давала концерты в поддержку бедных, жертвовала гонорары на бесплатные больницы и школы для неимущих и сирот.
С началом Первой Мировой войны Анна Павлова уехала за рубеж. Там она продолжила благотворительную деятельность. Балерина выступала в пользу Красного Креста. Особую заботу проявляла она о соотечественниках. В пригороде Парижа, Сен-Клу, Анна купила большой дом, в котором открыла приют для русских детей-сирот. Ещё один детский приют и бесплатную школу танцев для девочек Павлова устроила в собственном лондонском имении Айви-Хаус. До конца жизни она самостоятельно поддерживала оба приюта, а воспитанниц считала своими детьми и заботилась о них, как о родных.
Павлова говорила, что всё, чего она желает в этой жизни — нести людям радость. «В этом моё призвание, этого от меня хочет Бог», — утверждала она.
Все выпуски программы Жизнь как служение
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











